Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Миронов В.В. Интервью с Прилепской Надеждой Андреевной

Владимир Миронов: Надежда Андреевна, расскажите как Вы пришли в соционику?

Надежда Прилепская: В 1989 году я работала на Синарском трубном заводе в бюро социологии труда, и нам из отдела техники безопасности сказали, что пришел журнал "Охрана труда", и там есть статьи для нас. Это были статьи С. Кашницкого со ссылкой на Гуленко. Мы прочитали, понравилось, и по этим статьям сразу начали смотреть, как это работает. И как оказалось, я у женщины - своего начальника верно определила тип уже по этой статье, потому что перспективная эта вещь соционика.

 

Потом через год приходит ко мне женщина с другого завода Пинегина Елена Александровна и говорит (она тоже эти статьи читала), - а я затеяла переписку с этим автором, с Гуленко Виктором Владимировичем и я хочу, чтобы он к нам в город приехал, - это был 1991 год, весна. 

Гуленко ответил, что если вы так хотите, соберите группу человек десять. Елена спрашивает, - можем ли мы собрать такую группу? Но поскольку мы уже читали эти статьи, я говорю, - наверное, можем.

Мы обзвонили заводы, и на первом семинаре в основном были заводские психологи. Семинар длился пять дней, это был первый вводный курс. Среди психологов была дочка заведующего отдела культуры, она дома поделилась впечатлениями, и отдел культуры тоже этим заинтересовался, раз это универсальная методика, они решили организовать для себя. И Гуленко в этом же году приехал к нам еще раз, получился подряд второй семинар-тренинг. Это вместе с первым семинаром составило уже десять дней.

И мы - участники семинара решили, что надо продолжать изучение дальше. В 1992 году я поехала на конференцию в Киев. К этому времени я поняла, что это сильная вещь, и она мне пригодится. Потому что в конце 1991 года я перешла в школу, а без соционики в школу я бы не пошла. Но раз я решила, что это будет основной инструмент, а психология в школе очень громоздкая и не очень удобная, то стала соционику изучать целенаправленно. Что интересно, Елена оказалась этико-сеносрным экстравертом, т.е. дуалом Гуленко. Она на заводе психологом работала, вела комнату психологической разгрузки, столько воевала за ее создание, там надо было столько всего пробить, и они ее создали. Может быть, если бы не она, у нас все бы по-другому пошло. "Выцарапала" она этого Гуленко. Потом его пригласили в Екатеринбург, провести семинар на областном уровне, это был 1995 год. А в 1993 он был у нас проездом из Новосибирска.

С этих семинаров и началась в нашем городе соционика, из них вышли многие наши соционики.

В.М.: Надежда Андреевна, у Вас большой опыт работы с детьми. Вы активно используете соционику в работе. Наверно, это означает, что психологического инструментария не хватает. Что на Ваш взгляд дает в работе соционика, чего не дает детская психология?

Н.П.: Да, стаж работы с детьми у меня уже 13 лет. Дело вот в чем, когда я работала на заводе, завод закупал дорогие психологические методики, тест MMPI, например. А потом финансирование стало весьма скудным, помимо этого в какой-то момент выяснилось, что набор психологических методик, которые бы помогали решать проблемы, оказался исчерпан. В психологи нет такой оперативности, логической обоснованности, доказательности нет. Если тебе верят как человеку, у тебя возьмут рекомендации, а чтобы такая действующая методика - такого нет. Я увидела в ходе изучения, что соционический подход объединяет и психологию, и здоровье, и математику. И главное - у него есть обоснованность, ведь за ребенка несешь большую ответственность перед родителями, тут ошибаться нельзя.

В.М.: В последнее время все больше раздается голосов от людей, которые соционику знают не так давно, и у них еще не прошел период очарования, период, когда кажется, что соционика решит, если не все проблемы, то без одной все, что соционику надо внедрять буквально везде в детском саду, в школе, в институтах. Как вы считаете, насколько это необходимо?

Н.П.: Я бы присоединилась к таким людям. Просто видно, что это не возможно, хотя, необходимость есть. Может быть, соционика еще не настолько созрела, чтобы ее можно было, как готовый продукт, на разных уровнях впитывать, соционика еще не готова. Я присоединяюсь к тем людям, которые так говорят, но надо быть аккуратным в методах и добровольность соблюдать и учитывать время. Мой личный опыт говорит, что соционика весьма необходима. Но можно отпугнуть методами, которые есть сейчас.

Можно обосновать, что математику в каких-то пределах должны все знать. Так математике сколько тысяч лет? Она уже доказала свою необходимость. Соционика ведь необычна тем, что она осознает, что нельзя ее насильно давать. Тут есть вот какой нюанс, освоить ее даже в такой форме может человек, у которого есть нужда какая-то особенная. Когда ты столкнулся с проблемой и никакой подход не может помочь. А вот если бы человек знал соционику раньше, азы какие-то, то профилактика была бы, проблема была бы не такой тяжелой, раньше бы обратился, может, вообще бы не возникла проблема, вот в этом я точно убеждена.

Просто соционика не созрела для потребления на всех уровнях. Но то, что с ней сейчас знакомят в массовом порядке на уровне ВУЗов, колледжей тоже не однозначно. Как ее дают?

В.М.: У меня ощущение, что в большинстве случаев дают плохо.

Н.П.: Как будто специально, чтобы не обращали потом на нее внимание.

В.М.: В продолжение этого вопроса не могли бы Вы уточнить, какова на Ваш взгляд роль соционики в современном обществе? Какую функцию она несет? Поскольку Вы работает с детьми, это наверно, элемент воспитания, может, что-то еще?

Н.П.: Она могла бы обучать мыслить, воспринимать. Очень большая роль соционики мне видится в профилактике отклоняющегося поведения.

Опыт осознавания отношений был бы более ранний на более высокой ступени, для логиков это очень было бы хорошо. В общем, если посмотреть внимательно, эмоционально-отношенческая сторона в обществе совершенно бессознательна, есть манипуляторы и есть жертвы. Логическая сфера у нас хорошо проработана, это работа, есть необходимость кормить семью, и люди идут не на те профессии, не в те места работать, себя перегружают. Получается, что соционика дает более высокую возможность осознавать эмоционально-отношенческую невидимую сторону. При этом раньше говорили, что только искусство помогает расти духовно, инженеры человеческой души - это писатели, может быть музыканты, актеры, вот они воспитывают, а оказывается, и наука может дать вклад в гуманитарную сферу и тут много резервов.

В.М.: Мы подходим к вопросу о соционческой консультации, как к месту и как к процессу. Могли бы Вы охарактеризовать что это такое?

Н.П.: Психологический подход говорит об особенностях человека, его уникальности, а тут человек может быть огорошен тем, что оказывается, он вписывается в какую-то ячейку. Может быть, это шокирует, оказывается, уже попадались такие люди, похожие судьбы, а некоторым как раз и хорошо, опыт-то есть, другие справлялись и я справлюсь. Эта специфика логического подхода и вписывания человека в какие-то рамки не так уж плоха, нельзя ее ругать. Есть люди, которым это нравится, что мол, мы тут не с неба упали, это облегчает им восприятие. А как кабинет - психологическая консультация должна, наверно, отличаться. Соционическая консультация должна быть таким местом, где даже случайному человеку рады, и он там - ценность. Должно быть обязательно такое место. Там человеку каждого типа должно хорошо быть.

Я не согласна, что соционика - это часть психологии, соционика, может быть, соединяет лучшие стороны всех психологических методик. В соционической консультации нужно создать условия, чтобы любой человек в любом состоянии мог проявиться. А у психологов всегда будет какая-то фрагментарность, получается, что соционик более целостный должен быть. Пусть каждый обладает своим типом, но соционик будет осознавать свои слабые и сильные функции, и он знает, что и у других также есть свои сильные и слабые функции, уже одно это обогащает. А если это будет соционический центр, где есть специалисты разных типов, чтобы они могли поддерживать друг друга… Ведь все равно мы все остаемся в своем типе и не всегда можем в полной мере помочь другому, а если в центре будут специалисты разных типов, то можно отправить клиента к специалисту тождественного типа. И хорошо было бы, чтобы и секретарь знала соционику.

Аушра же писала в какой-то статье, что если Вы приходите с утра в институт, а там ваш дуал, пусть он всего лишь вахтер или гардеробщик, то это здорово, там есть кусочек вашего целостного мира. Соционика это может учесть в организации такой службы уже сознательно. Правда, не знаю насколько это достижимо.

В.М.: Вы консультируете родителей, какова их первая реакция, когда Вы говорите им про какую-то соционику?

Н.П.: Да, я говорю, что использую соционическую методику, слышали-не слышали о ней? Родители часто пропускают этот эпизод, раз пришли уже к человеку, не важно им какую методику использует специалист. Учителям я тоже говорю, что я использую соционику. Кстати, на какой-то конференции Владимир Давыдович Ермак махал книгой Донченко со словами "вот здесь нет даже слова соционика, хотя о ней говорится". У меня сразу пропал интерес к этой книжке. Почему? Что за стеснительность такая? Хитрый ход такой что ли? Писать о ней и избежать этого слова… Ну раз так называется такой подход, такая методика. Вот припоминаю такой случай, в управлении образовании с заместителем управляющего был у меня разговор, что директорам нужна учеба, очень трудно им с коллективом. Коллективы сейчас женские, невротизированные, в семьях проблемы, в тоже время на директоров сейчас возложены хозяйственные функции. А психолога часто нет, а директор не может с учителями работать. И вдруг он заулыбался, зачесал за ухом и говорит, - только не соционику. Он когда-то был директором школы, и вот надо же было именно в эти годы, это 92-93 годы, кто-то из наших слушателей семинаров с восторгом начал всю школу, всех преподавателей типировать. Ну, от таких энтузиастов не убережешься, побывал на одном-двух занятиях да книжки почитал, а тогда и литературы-то не было, и не удержишь, если это экстраверт. Ну и что же делать? И вот, пожалуйста, - Надежда Андреевна, может Вы что-нибудь почитаете для наших, конечно, их надо учить, но только не соционику.
Вот так, а ведь человек-то потом оказался в управлении, лицо значимое, и, пожалуйста, теперь он такой камень, который надо обтекать. Есть такие факты. Тут соционика не виновата, всегда такое было.

В.М.: Надежда Андреевна, наверняка, Вы общались через несколько лет с теми родителями, кто приходил к Вам на консультацию, с бывшими клиентами, насколько действенны соционические советы по воспитанию детей?

Н.П.: Я хочу сказать, что даже информация, во время полученная, без особых каких-то мероприятий видимо так действует, что обеспечивает родителям более адекватный подход. Я могу много назвать таких семей, а еще больше таких которые мне не попались. Вспоминается много случаев. Росли два мальчика - два брата. Сейчас один уже поступил в медицинский колледж, а встретился он мне во втором классе. Сенсорно-этический экстраверт по типу. Первый братик очень спокойный и покладистый, и мама думала, что и со вторым проблем не будет. А оказалось все наоборот. Мама потом часто советовалась, уже подробной консультации ей не надо было, просто она проверяла себя, была у нее возможность встречаться со мной. А были такие случаи, когда после консультаций проходило по много лет, вот прошло лет семь или восемь, а потом узнаешь, что все хорошо. И вроде занятий особых не проводила, а во время, видимо, информация была получена, может быть, у родителей повысилась уверенность, может, страхов стало меньше, что ребенок не такой как они думали, а немножко другой. К сожалению, нет у нас такой мощной службы, чтобы собирать обратную связь. Видимо у нас такой этап развития, что нет еще мощностей и возможностей.

Вот был такой случай. Дали мы рекомендацию родителям, вот вы такие, ребенок у Вас такой, пусть вам трудно, но вы соблюдайте рекомендации по типам по Овчарову. Допустим, интутивно-этическому интроверту нужны подарочки какие-то иногда, поощрения. И вот мне мама говорит, - мы две недели старались, соблюдали, а потом все по старому пошло. А я про себя думаю "по старому, да не совсем по старому, все равно они осознают, что что-то они немножко нарушают". Ну не хватает у них сил подстраиваться, если тяжелые отношения, но все-таки знание все равно работает.

В.М.: С какими проблемами чаще всего приходят родители, и какие проблемы удается решать с помощью соционики?

Н.П.: Когда я работала в психолого-медико-педагогической консультации, туда как раз и направляли с проблемами. Сначала шли дети-школьники начальных классов, которые выбивались из общих требований учителей с пониженным вниманием, с неусидчивостью, с конфликтным поведением, с затрудненной адаптацией, а потом через несколько лет стали приходить дети более раннего возраста сестренки и братишки этих детей. Родители рассказывали родственникам, те стали приводить своих детей, причем ребята без проблем, им просто интересно было. Значит, работа такого учреждения сначала идет с проблемными детьми, потом - с около проблемными, а потом идет такой интересный круг людей, приходят юноши, девушки с друзьями, с которыми они хотели бы строить серьезные отношения. Приходят узнать, как это лучше сделать, и вот тогда видишь, как соционика работает.

Приходиться решать проблемы отношений сестры-братики, поведения детей в садике. Вот все выступают на утреннике, а этот ребенок не выступает почему-то, боится что ли? А этот не может сказать "нет".

Попадали к нам дети, у которых родители погибли в автокатастрофах, в пожарах, т.е. с посттравматическим синдромом. После начала экономических реформ такие дети стали попадать к нам гораздо чаще. И всего несколько занятий в этой комнате с соционическим профилем им очень помогают. Точнее даже это не профиль, это полнота.

Бывает диагностика затруднена различными болезнями, и тогда необходимо большее время, пока родители проходят других специалистов, пока проходят лечение, постепенно улучшается общая картина, а с ней и возможность диагностики. Поэтому тут обосновывается длительность диагностики, а может быть это мы такие специалисты, что не можем сразу увидеть тип.
Возможно, что для людей с отклонениями в первую очередь нужна психологическая помощь, но оказывается и соционическая - тоже, потом ее очередь наступает.

В психологии много разных направлений, и когда есть большой центр и человека можно направить к одному специалисту или к другому это хорошо, но в нашем городе мы - школьные психологи как фельдшеры. Еще направление не обозначилось, а помощь надо оказывать. Может в больших центрах можно профилировать как-то, а у нас как в сельской местности - врач на все случаи должен быть. Поэтому психологи, если они только с соционикой не знакомы, свой тип не знают, могут нести большие энергозатраты. И они могут разочароваться в своей профессии, потому что идет масса клиентов с разной степенью нарушенного здоровья и им нужна просто поддержка энергетическая, может этическая. А если психолог не знает свой тип и не знает, сколько он может дать, как он может распределить, чтобы его клиент сегодня ушел с маленьким зарядом, а в следующий раз получил еще больше, а потом он уже и сам тебя поддержит. Вот этот процесс очень интересен, когда с соционикой знаком. Получается большая осознанность работы.

В.М.: На какие сложности или подводные камни надо обратить внимание тем, кто хотел бы воспроизвести подобную детскую соционическую комнату?

Н.П.: Надо, чтобы при организации такой комнаты учитывалась соционика. Надо сознавать в каком учреждении, с какими партнерами, с каким руководством ты хочешь создать эту комнату, кабинет. Это очень важно. Такая комната надежное и диагностическое, и коррекционное средство.

В.М.: Вы знаете, что я веду рассылку "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить", в последних выпусках прошла целая серия статей, в том числе и Ваших, об использовании соционики в детской консультации, в педагогике, в воспитании детей родителями. Что бы Вы хотели сказать, нашим читателям, что, может быть, осталось за кадром Ваших статей.

Н.П.: Я проявляю оптимизм, что соционика уже никогда не исчезнет. Опыт этих лет показывает, что взлеты и падения есть и будут, а соционика не исчезнет. Надо искать соратников, сотрудников, в соционике это еще более понятно, что один в поле не воин. Надо уметь сохранять здоровье, оптимизм, форму рабочую, веру в друзей. И пользоваться любым случаем, чтобы укрепить свои позиции. А время и тенденции развития общества и потребности людей за нас, за социоников. Это опыт показывает. Даже наша встреча это подтверждает. И самое главное надо самому вклад делать. Обязательно! Как-то искать возможность, чтобы соединять находки, обмениваться опытом, систематизировать полученные знания, не смотря ни на что. Нужно делать свой вклад даже, если у тебя мало сил. Должно быть чувство сообщества, и его надо поддерживать.

Июль 2005 г. Каменск-Уральский

 

Семантика информационных аспектов

Semantika 3D webВ книге Кочубеевой Л.А., Миронова В.В., Стояловой М.Л.

"Семантика информационных аспектов" вы найдете:

  • детальное описание каждого из 8 классических аспектов
  • все темы и подтемы, которые интересуют носителей
  • аспектные словари
  • описание экспериментов
  • неподтвержденные гипотезы 
  • много-много другое!

Эта книга - первая в своем роде. На данный момент (2015г.) используется как учебник в лучших соционических школах Москвы

Книги есть в наличии.

 Купить

 

 

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!