Общение с интересующимися соционикой, как лично в соционических компаниях, так и на форумах в сети Интернет, говорит скорее об изучении популярной соционики. А соционика, перефразируя известную фразу одного украинского юмориста,- это не только 16 типов…, в которые можно играть, но и определенное мировоззрение, если хотите, философия.
Поэтому, создавая Центр соционики в Санкт-Петербурге, я поставил себе задачу, насколько возможно, изменить эту ситуацию, обучая соционике на высоком, и вместе с тем, доступном уровне, где насыщенная содержательная часть должна усваиваться непринужденно, но основательно. Форматом, наиболее отвечающим этим требованиям, является тренинг.
Одна из основных причин, почему мной был выбран именно тренинговый формат обучения, — эффективность закрепляемого материала. Согласно формуле, человек усваивает 75% того, что проговаривает и 90% того, что делает сам.
Мной были разработаны несколько тренинговых программ под разные задачи, но наиболее популярной оказалась — «Соционика от «А» до «Я», рассчитанная на 72 часа. (Занятия проходят по выходным по шесть часов в день, два раза в месяц, курс длится три месяца).
И хотя желающие обучаться идут изучать соционику, т. е. изучать психологические закономерности и повышать эффективность и гармоничность общения между людьми, это является только частью решаемых вопросов на тренинге. Нередко задачей у приходящих на тренинг, оказывается попытка решения своих актуальных проблем, чему групповая работа весьма способствует. Признаться, начиная эту программу, я не ожидал, что она будет способствовать разрешению довольно широкого спектра личностных проблем. Основные из них можно разделить следующим образом:
- проблемы во взаимоотношениях с близкими,
- трудности в общении и контактах на средней и дальней психологической дистанции.
- проблемы с самоопределением в области оптимального применения своих способностей,
- разрешение внутренних конфликтов, гармонизация внутренних установок и внешних форм поведения (я должен быть таким, а я не такой, каким должен быть).
Указанная выше проблема с самоопределением отчасти возникает из-за существенной разницы между восприятием самого себя и предъявляемыми поведенческими реакциями. Подобное искажение не может не приводить к неверным версиям относительно своего типа.
Я увлекалась соционикой 8 лет. За это время много раз пыталась "самоопределиться": была и Гамлетом, и Есениным, и Гексли, и даже Гюго (склонялась к тому, что я интуит и не сомневалась в том, что этик). А пошла на тренинг к Владимиру Миронову, и оказалось, что я, ну кто бы мог подумать! - логик, да еще и программный логик. Одним словом - Робеспьер. Подумала, прикинула, сравнила себя с настоящими интуитивными этиками и поняла, что - да: я действительно логико-интуитивный интроверт. Многое из того, что раньше вызывало во мне горечь недоумения, стало понятным: не в ту сторону воз тянула!
Ирина Тихомирова (LI, ЛИИ)
Соционика - это гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Когда я записывалась на тренинг, знания мои были более чем поверхностные, а точнее, не было почти никаких. Типировалась я по тестам на сайте в Гексли и прекрасно себя чувствовала. Только меня мучил вопрос, не могу же я всем подсовывать тесты для заполнения, чтобы определить тип. А Владимир сказал, что одна из основных задач тренинга - это научиться типировать без тестов. И я решила попробовать.
Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ)
Первое потрясение было, когда мы сами пришли на типирование в предыдущую группу. Я-то оказалась Гюго. Вот она - точность тестов - ошибка в двух дихотомиях. Вторым потрясением был сам процесс типирования, люди задавали какие-то вопросы и выходили на тип. Мне тогда казалось, что я этому точно никогда не научусь. Но самое интересное было, конечно, впереди.
Быстро нахватавшись разнообразных соционических знаний из разнообразных источников (в основном Интернет), я столкнулась с тем, что никак не могла определить свой собственный ТИМ.
Андреева Анастасия (ET, ЭИЭ)
Как и большинство людей, определяющих свой тип самостоятельно, естественно, я ошибся. Спорить я не стал, а уже в процессе тренинга, когда разбирались юнговские дихотомии, для меня стало понятно, в чем же я ошибся.
Левкин Владимир (LI, ЛИИ)
В процессе тренинга участники обнаруживают, что некоторые из имеющихся у них установок, отношений и интерпретаций несостоятельны или даже контрпродуктивны. Вместе с тем, выполняемые упражнения выявляют различные поведенческие стратегии, характерные для тех или иных типов, которые можно взять "на вооружение" как более успешные в тех или иных ситуациях. И что не менее важно, позволяют применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения для достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались. Атмосфера креативности, доверия, психологической безопасности позволяет человеку раскрыться и поэкспериментировать со своим поведением, получая от участников немедленную обратную связь. Именно групповой анализ ситуаций с различных типологических точек зрения обладает "терапевтическим" эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на обсуждаемую проблему, и это позволяет лучше понять сложную ситуацию с учетом различных мнений, различных картин мира. Другими словами, это возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения о том, как мы видим мир.
Кстати, очень полезна соционика еще вот чем: перестаешь думать, что твои проблемы а) универсальны, б) напротив, совершенно исключительны. Да ни то, ни другое! То, что заденет меня, совершенно не заденет моего дуала и, наоборот, практически наверняка заденет тождика. Так что, понимая природу своих обид, легко с ними справиться. Очень помогает во время сезонной рефлексии и демисезонного стресса.
Шерман Вероника (IR, ИЭЭ)
Прохождение любого грамотно выстроенного тренинга дает возможность развития личности и расширения своего психологического пространства. Выполнение "непонятных" на первый взгляд упражнений и последующая обратная связь, а также общение с другими членами группы вне тренинга могут подтолкнуть человека к решению назревших проблем, так как часто в процессе тренинговой работы человек приобретает такие психологические знания и опыт, которые в дальнейшем помогают ему самостоятельно справляться с возникающими трудностями.
Безусловно, чтобы получить уникальный опыт проживания, необходимо быть участником происходящих событий, это непременное условие моих тренингов. Тренинговые занятия, максимально наполненные событиями, помогают делать открытия о себе и других участниках группы, дают бесценный опыт, который в обычной жизни может приобретаться годами. Помимо этого, упражнения наглядно демонстрируют работающие соционические техники (что крайне важно для поддержания статуса соционики как серьезного научного направления), объективную разницу в восприятии и в подходах, обусловленную типологическими особенностями участников. Этот факт отмечают многие участники групп в своих отзывах.
Здесь я не просто имела возможность получить знания, но и посмотреть, как они работают на практике. Это было чрезвычайно увлекательно. Особенно мне запомнилось занятие, где мы отслеживали переводы со слабых, некомфортных функций, на сильные, более комфортные. Очень показательно, и очень весело.
Андреева Анастасия (ET, ЭИЭ)
Во-вторых, этот тренинг уникален на фоне остальных соционических тренингов тем, что включает в себя ПРОЖИВАНИЕ на собственном опыте тех теоретических положений, которые декларируются, но, как правило, не обосновываются в соционической популяризаторской литературе и в процессе соционических образовательных семинаров, построенных по принципу ликбеза. Вы не просто усвоите как данное на уровне теории, что есть рационалы-иррационалы, этики-логики, квестимы-деклатимы, но сами увидите, услышите и прочувствуете, как эти фундаментальные характеристики информационного метаболизма, присущие человеку, проявляются на практике в каждодневной жизни.
Бердников Александр (TP, ИЛИ)
Всё показывалось через упражнения и потом объяснялось теоретически. Никогда не забуду то удивление, которое мы испытали, когда показывалась разница между логиками и этиками. Мы были потрясены друг другом. "Неужели они действительно так думают?" - сказали логики про этиков, а этики про логиков.
Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ)
Наверное, самым главным достоинством я отмечу то, что почти все теоретические моменты сопровождались либо наглядной демонстрацией (что важно - самими участниками группы, так, что все могли увидеть, как выглядит в реальности то, о чем идет речь в теории), либо же хорошими примерами из жизни.
Левкин Владимир (LI, ЛИИ)
Программа выстроена таким образом, что каждое занятие представляет собой самостоятельный блок, связанный общей концепцией. Каждое последующее занятие поднимает вроде бы те же самые вопросы, но глубже и с другой точки зрения. Системность подаваемой информации также существенно повышает эффективность обучения.
Во-первых, он (тренинг) отличается фундаментальностью подхода - за 72 учебных часа вы получаете четкую, полную, согласованную и упорядоченную систему знаний по соционике, соответствующую современному уровню этого направления психологии.
Бердников Александр (TP, ИЛИ)
Некоторые спросят, зачем тренинг, если есть книги? Ну мне лично тренинг помог в смысле системности и последовательности - у меня с нею в силу своего ТИМа проблемы. Я понахваталась разной информации из разных источников, в итоге в голове у меня была каша - достаточно питательная и вкусная, но для сбалансированного соционического питания явно недостаточная. А теперь у меня в легкомысленной голове, может быть, впервые в жизни присутствует полноценное, глубокое Знание.
Шерман Вероника (IR, ИЭЭ)
Как и в любом тренинге, особое внимание уделяется осознанию протекающих психологических процессов. За счет этого снимается напряженность в некоторых конфликтах, причиной которых служат объективные факторы (разное восприятие информационного массива). По-иному воспринимается собственное поведение.
Обучение проходит в группах по 15 человек. Как показала годичная практика - это подходящая численность группы для таких занятий. Процент отсеивающихся составляет 20-25%, что, в принципе, нормально для долгосрочных тренинговых групп. Интересно происходит распределение по возрастному критерию.
Совершенно определенно можно выделить две возрастные категории: 24-32 и 40-52 года. То есть, одна категория - молодые люди, занимающиеся самообучением и саморазвитием для создания успешной карьеры и крепкой семьи, вторая категория - люди, сформировавшиеся, жизнь которых уже сложилась определенным образом, имеющие детей взрослых, либо в подростковом периоде, и занимающиеся соционикой для себя, для самообразования, для решения сложных ситуаций внутри семьи.
Большинство составляют женщины, как более социально активные в решении проблем. Нередко мужья приглашаются на группу для диагностики.
К сожалению, не всегда удается организовать такую группу по типологическому составу, в которой бы одинаково ярко проявлялись характерные различия между представителями разных типов, но независимо от этого занятия проходят весело и непринужденно.
Ни один день тренинга не походил на другой. Хотя было кое-что постоянное - все новая и новая информация, безумно интересная и открывающая глаза на обыденные явления.
Шерман Вероника (IR, ИЭЭ)
Соционика, с точки зрения новичка, выглядит большим мифом, слагающимся из разных маленьких мифов. Миф о дуальных отношениях, миф о квадрах, миф о группах здоровья, миф о простоте и доступности, миф о всесильности и всеохватности соционики и т. д. И хотя мое отношение к сложившейся ситуации скорее отрицательное, важно, чтобы события, которые составляют основу тренинга, вписывались в картину мира участников. Одна из прикладных задач соционики, о которой мало говорится в соционической литературе, структурирование личного опыта. И в данной ситуации мифологизация соционики способствует обучению в тренинговом формате. "Мифы и построенные на их основе картины мира выполняют одну и ту же функцию: служат нам для ориентации во внешнем и во внутреннем мире, структурируют внешний и внутренний опыт, позволяют что-то менять во внешнем и во внутреннем мире". [3, с. 200]
Настоящим "роялем в кустах" оказалась модель А, о существование которой я не догадывалась. Сколько сразу многого открылось о себе, об окружающих, об ошибках всей прошлой жизни… Сколько дров можно было бы не наломать, если б иметь соционические знания в начале жизни.
Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ)
Принципиально важным моментом в обучении считаю мотивирующий фактор "не отложенного применения", когда подмеченные в процессе занятий типологические особенности поведения можно обнаруживать буквально сразу же, выйдя из тренингового помещения, например по дороге домой, и применять, таким образом, только что полученные знания.
Не менее захватывающим оказывается процесс обучения диагностике. Начиная со второго занятия каждый день участники приглашают своих знакомых на диагностику (двух человек от группы). Тренер заранее не знает, кто придет, и вынужден типировать гостей на первых занятиях сам, а затем подключая группу, обозначая каждый раз демонстрируемые проявления тех или иных признаков. Должен сказать, что подобный формат энергетически затратен для тренера, но заставляет держать максимально высокую планку по всем показателям.
В-третьих, значительная часть этого тренинга посвящена технологиям типирования и отработке ПРАКТИЧЕСКИХ навыков, как определять соционический тип Вашего партнера. Не секрет, что надежное, достоверное и верифицированное определение типа - ахиллесова пята большинства людей, причисляющих себя к соционикам. Как следствие, одному и тому же человеку разные люди и при разных обстоятельствах приписывают такой "букет" соционических псевдонимов, что хоть за голову хватайся. На тренинге Владимира Миронова "Соционика от А до Я" типированию учатся профессионально, с отработкой практических навыков в процессе типирования специально приглашенных гостей, и это очень важный момент.
Бердников Александр (TP, ИЛИ)
Соционика давно интересовала меня как стройное, научно обоснованное знание, но только на тренинге я увидела многогранность ее практического применения и, самое главное, научилась основам диагностики. Для практической деятельности нужны практические занятия, тут чтения книг недостаточно.
Громова Ольга (PT, ЛИЭ)
Конечно, для создания необходимой атмосферы припоминаются случаи из жизни, из практики консультирования, соционические байки и просто собственное творчество, которое наполняет красками и оживляет описываемые образы. Так, после посещения дачи двух сенсориков с творческой волевой сенсорикой (F) (этико-сенсорного интроверта (RF) и логико-сенсорного интроверта (LF)) я был под столь сильным впечатлением, что по дороге домой написал четверостишие, которое я с удовольствием читаю каждой группе.
Там нету такого: тут красно, там зелено.
Прописано все. Регламенты, нормы.
И солнце там светит туда, куда велено.
Нередко описываемая история взаимодействия людей двух типов прерывается просьбой рассказать, как "это бывает у других типов". На помощь приходят подсмотренные сценки из общения участников группы перед занятиями или во время перерыва. Это делает занятия еще более интересными и веселыми.
Итоги тренинга выражаются в тех изменениях, которые происходят с людьми на глазах, буквально за два-три месяца. И это, пожалуй, самый завораживающий процесс, это и есть волшебство тренинга.
В результате обучения повышается самооценка, повышается самосознание, люди начинают более эффективно решать свои проблемы. Соционика из абстрактных разрозненных знаний становится реальным инструментом, помогающим решать повседневные задачи. Кто-то более дифференцировано стал подходить с требованиями к подчиненным, кто-то стал находить общий язык с детьми, кто-то в результате тренинга избежал развода, кто-то осознал, что занимается не своим делом, и поменял работу, перечислять можно долго.
Полезность соционических знаний, полученных на тренинге, проявляется в самых неожиданных вопросах. Получив грамотные и убедительные доказательства своей принадлежности к ТИМу ЛИЭ, "сжившись" с ним, я осознала свои профессиональные качества и их необходимость в своей работе. После первого же занятия я поговорила с начальством уверенным тоном о своих достоинствах и получила повышение зарплаты. Я больше не испытываю неловкости в разговорах о повышении должности, т.к. уверена, что справлюсь, что занимаюсь своим делом, что я и моя работа взаимно нужны друг другу. Стоит ли говорить о том, что разрешение колебаний в столь важных для Джека вопросах сделало его жизнь легче и приятнее?
Ольга Громова (PT, ЛИЭ)
Мне кажется, с пониманием природы информационного метаболизма люди мне стали не то чтобы понятней, но как-то роднее и ближе. Тренинг помог мне осознать свои сильные и слабые стороны, и не просто осознать, но и принять их. Соционика из абстрактных знаний превратилась для меня в конкретный инструмент, помогающий принимать решения.
Андреева Анастасия (ET, ЭИЭ)
С удовлетворением могу сказать, что мои ожидания от тренинга оправдались, этот тренинг помог взглянуть на мир и людей другими глазами, обратить внимание на то, что раньше не замечалось за общей суетой. С другой стороны, я стал лучше понимать и самого себя, четче осознавать свои сильные и слабые стороны, можно сказать, под ногами появился достаточно четкий логически обоснованный фундамент.
Левкин Владимир (PT, ЛИИ)
Это следствия внутренних изменений — люди раскрепощаются, становятся внутренне более свободными, меняется осанка, улыбки и веселое настроение становятся постоянными спутниками.
У подавляющего большинства прошедших курс остается положительное впечатление о тренинге. Участники групп продолжают общение и после окончания занятий. Новые друзья и единомышленники собираются каждую среду в клубе «Своя квадра».
О тренинге впечатления остались хорошие. В общем-то, соционикой я увлекаюсь давно, лет пять, но узнала много нового, что-то уточнилось. Процесс типирования для меня упростился и ускорился
Акопян Наринэ (RI, ЭИИ)
Об общении внутри группы, после группы, после окончания тренинга, о том, как мы теперь все дружим и общаемся, говорить можно очень долго! Для меня же после знакомства с соционикой, да на таком уровне, будто мир раскрасили красками и включили звук! Мало того, что я себя начал понимать и принимать, люди и их взаимоотношения преобразились! А сколько ещё можно всего узнать..
Завелейский Александр (IR, ИЭЭ)
Я всем рекомендую, кто хочет разобраться в себе, осознать свои сильные стороны, разобраться в своих отношениях с окружающими, посетить этот тренинг. Поверьте, это во многом изменит Вашу жизнь в лучшую сторону.
Муравьева Ольга (ES, ЭСЭ)
Несомненно, один из результатов — повышение сенсетивности, развитие чувствительности в восприятии себя, других людей и происходящих психологических явлений. И это, как мне кажется, повышает толерантность друг к другу, толерантность через соционику.Попробуйте изучить соционику через тренинг, Вы увидите мир другими глазами.
Литература:
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. — М.: Изд-во «Ось-89», 1999. — 176 с.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. —СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2004. — 256 с.
- Цукерман Г.А. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М.:Интерпракс, 1995.
2005 год
Посмотреть: