Субъективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями. При коммуникации в каждом конкретном случае происходит выработка локального языка и совместной оценочной системы, что служит залогом взаимопонимания. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения как условия выявления общей когнитивной платформы. Субъективисты:
- хорошо осознают общий эмоциональный фон, сопутствующий общению с какими-либо людьми (например, воодушевление, веселье, напряжение и т. д.). Веселье (как, вероятно, и вообще какие-либо эмоциональные переживания) у них выделено в отдельный вид деятельности (могут, например, на вопрос о том, чем они были заняты - ответить: "Мы веселились" - воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий).
- не воспринимают знакомство как особый вид деятельности (в отличие от серьезных, у которых знакомство представляет собой некий ритуал). Хорошо осознают, зачем знакомятся (цель знакомства - интересы, дело и пр.). В отличие от серьезных, не склонны делить "процесс знакомства" на некие последовательные этапы. Могут сразу устанавливать в общении любую дистанцию и регулировать ее по собственному усмотрению. Для преодоления границ между "своими" и "чужими" используют повышение эмоционального накала (это может быть совместно пережитая радость либо горе). Имя при знакомстве имеет второстепенное значение, первостепенен интерес к человеку, отношениям и т. д. - поэтому не считают формальные представления необходимым элементом знакомства.
- Субъективист, в отличие от объективиста, не склонен выводить "объективно верные" закономерности (обобщая для этого свой и чужой опыт). Допускает, что у других людей могут быть иные критерии, свой взгляд на любую ситуацию, поэтому определяет свои/чужие действия как верные либо неверные, обязательно сопоставляя их с "субъективным" взглядом - оценивает в привязке к личной концепции, "своей системе", намерениям. Субъективисты склонны предлагать (или навязывать) другим людям не "правильный" способ действий, а целостную концепцию по этому поводу - то есть предлагают не просто "делать по-другому", а "взглянуть на ситуацию по-другому". Не считают, в отличие от объективистов, что есть ситуации, когда существует лишь один "объективно верный" вариант решения задачи - на любую ситуацию, по их мнению, можно смотреть по-разному. Увидев, что что-то делается "не так", спросят, скорее: "А что ты делаешь?" (вместо объективистского "Кто ж так делает?"). Говорят об оптимальности, имея в виду оптимальность в рамках своей концепции, субъективного подхода (с какой точки зрения более оптимально, по отношению к чему). Поэтому стремятся сверить чужой взгляд со своим и объяснить собственную позицию (сверить концепции): "Если имеется в виду это, то делаем так, а если что-то другое - по-другому".
- "Сверка концепций" - общее явление для субъективистов, оно касается не только способов действий, но и понятий, терминологии и т. д. Субъективисты в большей степени настроены на то, что под одним и тем же словом, термином разные люди могут понимать разные вещи. Воспринимают терминологию (как и действия людей), как часть субъективной концепции - неотрывно от личного взгляда, занимаемой позиции, намерений и т. д.: "Мы договорились, что мы это называем так". В отличие от объективистов, которые воспринимают терминологию как "объективную", субъективисты понимают разницу терминологий (это может касаться даже устоявшихся терминов) и стремятся сверить понятия ("Это вы так говорите, а я считаю, что это так (не так)").
- Лексика: при описании своих действий или обсуждении совместной деятельности употребляют выражения "изложу точку зрения", "согласно моему представлению", "собственные критерии", "соответствует убеждениям", "я заключила", "он настоял" и т. д. То есть подробно описывают вербальную коммуникацию - как именно происходит (или почему не происходит) их вмешательство в ситуацию.
Цитаты:
"Веселье - большое количество эмоций… Компания друзей, обмениваемся новостями, можно перекусить, песни попеть".
"Развлечение - это вовлечение, когда можно самой активно поучаствовать. Когда смотришь или читаешь - это обучение, а веселье - это активное, и даже возбужденное состояние, которое я никогда не путаю с отдыхом (расслабленным состоянием)… Пожалуй, веселье для меня - это возбужденное общение, которое (в отличие от ссоры, драки и пр.) доставляет удовольствие".
"Чтение книг, опера - это не развлечение… Веселье - высокий жизненный тонус".
"Веселье - какое-то высвобождение, когда все кажутся не слишком серьезными".
"Веселье - это радость, бесшабашность, все в этом участвуют, рушатся какие-то рамки".
"Если меня приводят в компанию и не представляют, то мне не составляет труда познакомиться самой".
"Большинство тех, с кем "треплюсь", могу не знать по имени".
"Порядок освоения контакта может быть любой, знакомиться не обязательно".
"Для меня в компании имена не важны".
"Я только через неделю запомнила его имя, хотя целовались уже вовсю" (о знакомстве с будущим мужем).
"Когда я вижу, что кто-то что-то не так делает, надо убедиться, что это мое дело. Если меня это касается, первая реакция - отступить и дать делающему "нахлебаться"…
У меня есть свои критерии, как надо. У других людей могут быть свои критерии".
"Сначала положи топор, объясни, почему так делаешь".
"Я посчитал, что высказал то, что считал нужным и относящимся к данной теме".
Иллюстрированные примеры из учебника:
Субъективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями.
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.488
Сверка своих суждений, взглядов, трактовок и пр. в силу их непостоянного характера и обращение в дальнейшем к чьей-либо точке зрения.
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.498
Субъективист, в отличие от объективиста, не склонен выводить "объективно верные" закономерности (обобщая для этого свой и чужой опыт). Допускает, что у других людей могут быть иные критерии, свой взгляд на любую ситуацию, поэтому определяет свои/чужие действия как верные либо неверные, обязательно сопоставляя их с "субъективным" взглядом - оценивает в привязке к личной концепции, "своей системе"
Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.
"Поскольку труд и энергия, затраченные на построение единой концепции достаточно велики, один или несколько фактов легче проигнорировать, чем заново выстраивать согласованную систему. Зачастую это происходит из-за того, что, по мнению субъективиста, его система взглядов внутренне непротиворечива, она по определению уже хороша".
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.496
Попытки изменить мнение собеседника путём изменения образа мышления, восприятия в целом.
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.498