Объективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными только в том случае, если они не противоречат общедоступным и общепринятым знаниям. При коммуникации партнеры пользуются общепринятой системой понятий и оценок. Для интенсивного общения требуется поэтапное сближение как условие выявления общей когнитивной платформы.
- плохо осознают общий эмоциональный фон; не воспринимают эмоционально окрашенные понятия (например, "веселье") обособленно и подменяют их интерпретациями, не имеющими прямого эмоционального окраса (вместо слова "веселье" говорят "развлечение", "отдых", "удовольствие" и т. п.). Не воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий, и склонны смешивать его с другими совместными делами (могут веселиться на работе или заниматься серьезными делами, веселясь).
- знакомство с новым человеком представляет собой особый "ритуал", необходимый для сближения с ним (если ритуал не пройден, то серьезный не считает себя "познакомленным", например: "Нас не представили"). В ситуации знакомства серьезным проще, если степень близости контакта задана извне - то есть знакомство существенно облегчатся при наличии какого-либо посредника (человека или ситуации-посредника) - это позволяет "перескочить" первые фазы знакомства, сразу начать более близкое общение. Для преодоления границ между "своими" и "чужими" серьезные создают (или используют уже существующие) специальные "правила" и "ритуалы" для поэтапного сближения. Хорошо осознают весь процесс и фазы знакомства (как из "чужого" человек становится "своим"). Для сближения серьезному важно знать имя, какую-либо иную информацию, характеризующую нового человека, - поэтому формальное представление является необходимым этапом знакомства.
- существует представление об "объективно известных" фактах, закономерностях в общем опыте, он считает, что существуют "верные вообще", "всегда правильные" закономерности. Допускает, что у других людей может быть свой взгляд, своя позиция, но не считает, что любое действие может оцениваться как верное/неверное только с определенной точки зрения (допускает существование "объективно верных" действий). Поэтому, с точки зрения объективиста, действия могут быть разными - "субъективными", связанными с личными мотивами и предпочтениями, и "объективными" (когда есть только один "правильный", наиболее эффективный способ что-либо сделать). Объективисты определяют свои/чужие действия как верные либо неверные, сопоставляя их со своим представлением о том, как "объективно правильно". В тех случаях, когда они считают, что в ситуации существует лишь один оптимальный вариант решения задачи, склонны предлагать (или даже навязывать) именно способ деятельности (не свой взгляд, как субъективисты), кажущийся им наиболее целесообразным: "Нет, ты так сделай - так правильно". Говоря об оптимальности, имеют в виду оптимальность вообще - "объективную" оптимальность (считают, что знают "правильные", "оптимальные вообще" способы действия). При совместной деятельности предлагают "наиболее эффективный" способ; при несогласии прежде всего не "сверяют концепции",а выясняют, знает ли собеседник о том, "как правильно".
- В отличие от субъективистов, не настроены на "сверку концепций". Объективисты полагают, что устоявшиеся термины, понятия имеют единственно возможное толкование ("правильное", "верное") - зачастую не задумываются о том, что другой человек может воспринимать их иначе, в рамках другой концепции. Оперируют такими понятиями как "объективной данностью", как однозначными фактами, не стремясь в этом случае "сверять концепции": "Это называется так". Считают при этом, что знают, как правильно, как есть "на самом деле" (считают определенную "картину мира" единственно верной): "Это вы так говорите, но на самом деле это так (не так)".
- При описании своих действий или обсуждении совместной деятельности вместо "объяснительной" лексики приводят массу примеров (все "верные" и "неверные" действия описывают на примерах).
Цитаты
"Мне трудно разграничить работу и веселье. Веселье… сложно дать определение".
"Ко всему подхожу серьезно, даже к отдыху".
"Всегда в серьезном можно найти что-то прикольное, и наоборот".
"Учиться надо весело. Работа без развлекательного элемента невозможна".
"Что такое веселье - не понятно. Что такое отдых - понятно, что такое развлечение - тоже".
"Для меня важно, чтобы меня представили, или, еще лучше, чтобы обо мне заранее что-то рассказали в компании".
"Вступаю с человеком в контакт в предлагаемых им рамках, не захожу за них, если не знаю, будет ли ему приятно".
"Не люблю навязываться или когда другие навязываются: вдруг тетка, которую я первый раз вижу, начинает называть "деткой" или как-то еще".
"Имя - это важно. Если человек его не говорит, часто это значит, что он хочет скорее прекратить общение".
"Если делается не так как надо? Ой! Мне проще отобрать и сделать, чем объяснять. По-моему, гвоздь можно забить только одним способом".
"Есть вещи, в отношении которых видно объективно, что так делать нецелесообразно и есть оптимальный способ действий. Раздражает, если человек систематически делает что-то не так".
"Когда я вижу, что что-то делается неэффективно, у меня "кишки в узлы завязываются"".
"Тяжело переживаю, когда что-то явно противоречит здравому смыслу, и сделать я ничего не могу. Если я могу вмешаться в ситуацию - я вмешиваюсь, независимо от того, касается она меня, или нет".
"Способы, присущие человеку в рамках его опыта - не то же самое, что объективные вещи (видно по результату)".
Иллюстрированные примеры из учебника
В картине мира объективиста именуется все, именно поэтому так важна конкретность в лексике.
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр. 480
"В экспериментах 2001 года Рабочая группа также выявила, что объективисты выделяют в отдельный вид деятельности — деятельность, связанную с поддержанием определенной степени знакомства (величины психологической дистанции).
Вроде бы подобный подход не дает ничего, кроме дополнительной работы, траты времени и сил.
Однако, если понять природу этого явления, становится ясен и мотив такой деятельности. Дело в том, что степень близости — «орбита», на которой находится человек в восприятии объективиста, — непостоянна".
Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр. 487