В Свердловской области с соционикой знакомы не только по книгам; здесь, начиная с 1991 года, прошло несколько обучающих семинаров по линии учреждений культуры. В Екатеринбурге соционике обучают в специальном колледже, журнал "МОСТ" публикует соционические статьи, "Новая городская газета" ведет постоянную рубрику.
В одной из школ г. Каменск-Уральского Свердловской области решили испытать метод соционического анализа в исследовании причин отклоняющегося поведения подростков. Мы предположили, что одним из факторов, влияющих на процесс вхождения нового поколения в мир взрослых (социализацию), является сам характер отношений между подростком и взрослыми.
Известно, что основоположница соционики Аушра Аугустинавичюте считала наиболее благоприятными для развития ребенка в семье (а значит, и наилучшей подготовки его к жизни в обществе) отношения тождества и дополнения. В простейшем и идеальном случае у одного из родителей - тот же самый тип психики, что и у ребенка (это облегчает обучение), а у другого - дополняющий тип (что облегчает воспитание). Но ведь школа тоже занимается и обучением, и воспитанием. В то же время школа - это институт социализации. Для развития личности на социальном уровне идеальными были бы одновременно отношения "социального заказа" и "социального приема". Первое призвано наполнять общественную жизнь человека достойным содержанием, а второе обеспечивает признание индивида обществом через принятие продуктов его деятельности.
Какие же соционические отношения существуют между "трудным" и школой? Применив комплексный метод диагностики, мы определили тип каждого подростка, внесенного в список для профилактической работы, организуемой зам. директора школы по правовым вопросам. Далее был определен "интегральный" тип "трудного-96", который и был сопоставлен с известным уже нам "интегральным" типом взрослого коллектива школы. В результате сопоставления мы обнаружили, что на 1.01.96 г. эти отношения соционически квалифицируются как "социальная ревизия" и "конфликт". Это означает, что ребята находятся объективно в самых неблагоприятных информационных условиях в данной школе, что в сочетании с другими факторами приводит к отклонениям в поведении. Факты низкой соционической совместимости отношений "учитель-ученик" в отдельных конфликтных ситуациях нами отмечались и раньше. Но теперь возникло естественное желание продолжить подобные "замеры", соединив, насколько это сегодня возможно, усилия других заинтересованных людей в других школах.
Полученные данные позволяют обосновать некоторые профилактические меры: облегчить трудности адаптации в первые недели обучения в начальной школе, где так значимы отношения "взрослый-ребенок". Помощь всем новичкам, приходящим в течение учебного года, - и детям, и учителям, становится более конкретной. С учетом защиты прав ребенка и учителя появляются новые аргументы для выбора школы, педагога. Так же значимы новые данные и при защите прав учителя: только будучи в "комфортном" состоянии, он способен разнообразить приемы и методы обучения, индивидуализируя их применительно к психологическим особенностям учащихся. В школах (обычных, массовых) среди взрослых необходимы все типы психики, на практике же складываются на какое-то время, в сумме, вполне определенные.
Определенными на какое-то время бывают и психологические состояния взрослого коллектива (близкое понятие - социально-психологический климат). У них наблюдаются вполне определенные соционические характеристики.