Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Шлаина В. Об отношениях дуальных

Перефразируя Р.А.Уилсона («Космический триггер»), сказавшего «...различные нервные системы, воспринимающие одинаковые сигналы, организовывают их в различные туннели реальности», скажем так: различные психо-информационые системы (социотипы), воспринимающие одинаковые сигналы информационного потока, организуют их в различные образы (картины) мировосприятия и мироотношения. Более конкретно это выглядит так: люди с различными социотипами, находясь в общем для них информационном пространстве (оно же – информационное поле) и осмысливая информацию текущую (происходящие события жизни), видят (пассивно) и смотрят (активно) на эти события по-разному.

Информационные сигналы создают соответствующее каждому ТИМу (процесс обработки-осмысления) состояние нервной системы, которое формирует и расцвечивает картину Мира.

Люди с дополняющими ТИМами «видят» происходящие события с противоположных сторон. Разумеется, в том случае, если находятся в общем информационном потоке. Тогда каждый уравновешивает другого своим мировоззрением. Каждый участник «видит» событие с одной стороны – «своими глазами», а с другой – «глазами дуала». У обоих складывается общее (и одинаковое) объемное мысленное представление о произошедшем событии, что придает человеку чувство радости, уверенности и душевного равновесия (комфорта). Именно этим дуальные отношения столь хороши.

Как запускается процесс дуализации? Все начинается с того, что дуалы «внезапно попадают в такт такого же неровного дыханья» (слова незабвенного В.С.Высоцкого, «Баллада о любви»). Они внезапно обнаруживают, что «сигналят» синхронно, в одном ритме, с какого бы аспекта это ни началось. Такая обоюдная ритмичность радует.

Затем обнаруживается естественная (врожденная) компетентность каждого по аспектам «квадровых ценностей» (то, что безусловно интересно и значимо). Это вызывает интерес.

Далее идет подстройка и совмещение стандартов (шаблонов, схем, стереотипов) собственного опыта – личностного и индивидуального. Это – поиск согласия друг с другом.

Потом – передача и усвоение адекватных объемов интеллектуальной информации (если называть интеллектом объем сознательной памяти и быстроту сознательного доступа к ней). Здесь пропускная способность в приеме и выдаче информации ограничивается предубеждениями и предрассудками.

Дуализация – это процесс перехода в безусловное состояние «МЫ», когда каждый партнер осознает и признает компетентность другого в высококачественной (достоверной) обработке информации по соответствующим аспектам и на этом основании безрассудно (даже с благодарностью) доверяет другому в выборе и принятии решений за обоих как за пару. Так происходит добровольная передача лидерства.

Если можно поэтически назвать наши соционические функции «струнами души», то в отношениях дуальных каждая струна звенит божественно и вдохновенно. Каждый из дуалов получает возможность самовыражаться естественно и по полной программе, помогая тем самым друг другу и радуясь «за себя и за того парня». Это – состояние идеальное. И в действительности оно тоже случается.

Вместе с тем дуальные отношения таят в себе немалую опасность.

Если в некоторых вопросах (ситуациях) один из дуалов не доверяет другому и не передает соответствующих полномочий (попросту «давит» своего дуала), то создает дискомфорт в общении.

Дуальные отношения «слепы»: в них перестаешь замечать партнера как индивидуальность (т.е. отдельное от себя живое существо). Это уже не другой человек, а «половина меня». В обратном варианте – не ценишь собственную индивидуальность и видишь себя только как «половину другого».

Еще одна ловушка: не замечаешь личность другого человека (все его «благоприобретенные» привычки). Это как раз тот случай, о котором говорят: «Любовь слепа, но если сказать ей об этом, она не услышит, потому что она еще и глуха».

В «присвоении» другого человека состоит главная опасность любых отношений – это первый и надежный шаг к их разрушению. Однако дуальность сильно препятствует отказу от нездоровых межличностных отношений. Очень выразительно сказал об этом Сергей Савченко (Днепродзержинск): «Дуал – это человек, с которым труднее всего расстаться».

Скрытое коварство отношений дуальных может проявиться в следующем «раскладе» жизни: если с детства человек часто (или постоянно) общается с дуалом, это способствует формированию зависимости от другого человека и сильно мешает обретению себя как неповторимого живого существа. А заодно такая привычка делает человека психологическим инвалидом.

Самостоятельность – это опора на себя во всем: как в своих предпочтениях, так и в непредпочтениях, то есть опора на каждую полярность соционических дихотомий, ибо следует доверять в первую очередь себе. Обретение самостоятельности и самосознания Эрик Берн назвал «добровольным разводом с родителями», которые являются первыми в жизни человека «значимыми другими». Если интертипные отношения способствуют отделению от родителей (в какой-то мере), то дуальные отношения крайне затрудняют такой процесс «перерезки пуповины».

Обретение себя К.Г.Юнг назвал индивидуацией. «Индивидуация заключается в том, чтобы стать отдельным существом и, поскольку мы понимаем под индивидуальностью нашу глубочайшую, последнюю и несравненную уникальность, - СТАТЬ СОБСТВЕННОЙ САМОСТЬЮ. Поэтому «индивидуацию» можно было бы перевести и как «самостановление». ...Индивидуализм есть преднамеренное выпячивание и подчеркивание мнимого своеобразия в противовес респекту и обязательствам в отношении коллектива. Индивидуация же означает как раз более совершенное исполнение человеком своих коллективных предназначений: ведь достаточный учет своеобразия индивидуума оставляет надежду на лучший социальный эффект, нежели пренебрежение или даже подавление этого своеобразия. Своеобразие же индивидуума ни в коем случае нельзя понимать как необычность его субстанции или компонентов, а гораздо скорее как своеобразное соотношение или различие в степени развития функций и способностей, которые сами по себе универсальны. ...Цель индивидуации, таким образом, - не что иное, как освобождение самости от лживых покровов персоны, с одной стороны, и от суггестивной власти бессознательных образов – с другой». [4, с.174...176].

Итак, опасность дуальных отношений в том, что они наименее способствуют самоопределению – себя как существа, отдельного от другого, и другого человека тоже как отдельного от себя. Дуальные отношения могут превратиться в обыденную и привычную взаимозависимость, особенно если они подкреплены обязанностями – принудительными.

Уравновешенные и благоприятные дуальные взаимоотношения действительно могут сложиться у людей, уже осознавших свою индивидуальность, когда присутствуют не вынужденные обязанности, а добровольные обязательства. Тогда качество такого союза – не зависимость друг от друга, а свобода и радость от взаимного общения. Чем сильнее человек выделяет себя как отъемлемую часть общества, тем сильнее чувствует свою приЧАСТность.

Вместе с тем именно дуальные отношения считаются наиболее благоприятными и комфортными – прежде всего из-за чувства защищенности (наличие защиты – дуалы «прикрывают тыл» друг друга) и безопасности (отсутствие опасности – сами не «нападают» друг на друга). Причем эти чувства совершенно бессознательны. Защищенность обеспечивается тем, что дуал является постоянным «источником знаний» по аспекту нашей 5-й соционической функции (которой всегда требуются знания, получаемые по второй сигнальной системе), ибо мы сами затрудняемся преобразовать в знания информацию по этому аспекту. Безопасность обеспечивается тем, что по аспекту, осмысляемому нашей многострадальной 4-й соционической функцией, дуал почти ничего не говорит словами. Сообщения передаются по первой сигнальной системе (мимикой и жестами), т.к. обрабатываются 8-й соционической функцией. Елена Удалова пишет об этом: «Восьмая функция непрерывно бессознательно регистрирует полный объем информации по своему аспекту, автоматически без слов на деле оценивая обстановку. Ее «сигналы» появляются в сознании только при резких переменах в потоке информации – по витальным показаниям».[3, с.47].

Однако каждый из нас ежедневно так или иначе получает (от людей с иными ТИМами, благодаря их естественному функционированию) информационные сигналы по аспекту нашей 4-й соционической функции, причем по обеим сигнальным системам. Перекодировка этих сигналов – из слов в действия и из действий в слова весьма затруднительна.  Переживания и психические состояния в такие моменты – тревога, беспокойство и прочие неприятности. Стресс разных масштабов. В такой ситуации человек чувствует, что «теряет равновесие», и ему нужна поддержка. Для психической компенсации такого состояния нужны информационные сигналы, дающие переживание РАДОСТИ (а это как раз по аспекту, поступающему на 5-ю соционическую функцию). Лучше всего – немедленно, но даже при отсрочке, когда срабатывают механизмы психических защит, весьма желательно «уравновеситься». В этом случае дуал нужен как воздух – для восстановления сил, для вдохновения.

В. Гуленко так характеризует состояние человека, получившего свою дозу информации на 5-ю соционическую функцию: «Это резервуар потенциальной витальной энергии. О том, что информация попала в «суггестивную», можно судить по внешним реакциям человека. При постоянном длительном воздействии на эту зону включается процесс торможения и расслабления. Это лучший, а может быть, и единственный способ достичь состояния релаксации. Это повышает работоспособность и творческий потенциал».[2].

Одно из лучших определений соционической функции дал И.  Вахутинский в [1]: «...это автоматически работающий экспертный механизм, анализирующий разнообразную входную информацию, опирающийся на накопленный опыт и полученные ранее знания об источнике информации и выдающий сознанию готовый вывод, который в зависимости от силы функции и достаточности входной информации может иметь различную степень уверенности, т.е. носить вероятностный характер». Там же даны определения первичного и вторичного информационного потока. «Вторичным информационным потоком будем называть то, что функции выдают как результат их работы в виде суждений (выделено мной – В.Ш.) о реалиях мира, названных в соционике аспектами». «Первичным информационным потоком будем соответственно называть тот информационный поток, который не является результатом работы функций». И далее «Ни один экспертный механизм  не воспринимает в качестве входной информации возможный результат своей работы, и ни одна функция не воспринимает вторичный поток по своему аспекту в качестве входной информации». Особенно важным в этой статье (на мой взгляд) было следующее: «Кого из социоников не поражало волшебное действие соцзаказа? Кого не удивляло общение в квазитождественной паре, когда каждая фраза по блоку творчества усиливает активность партнера по его блоку творчества, и каждый с энтузиазмом развивает свою идею, опираясь на сказанное другим? Анализ этих интертипных отношений, самонаблюдения и ряд других вещей привели к выводу о существовании эффекта, который я назвал эффектом запуска и который проявляется, в частности, при воздействии на 1-ю функцию 8-го аспекта», на основании чего была составлена схема психокомфортного варианта информационного обмена.

Такую схему можно представить в виде рисунка для отношений дуальных.

Рис. 1 Состояние "МЫ" – символ дуальности (? – "отныне и во веки веков!"):

–   знания (слова) в виде преобразованной информации и запрос (в виде вопроса) на знания в обратном направлении;

–   включение (возбуждение, передача) энерго-импульса и торможение (ментальный зажим) в обратном направлении.

Для удовлетворения собственных нужд человеку требуется восполнение жизненной энергии. Это достигается за счет «потребления» вторичной информации (суждений) по аспектам витального кольца. Поглощение такой информации для каждой соционической функции идет в определенном режиме:

5-я – постоянно;
6-я – периодически;
7-я – эпизодически;
8-я – изредка.

Результатом такого потребления является выдача первичной информации по аспектам витального кольца (на слова мы отвечаем действиями, на «пароль» по второй сигнальной системе мы выдаем «отзыв» по первой сигнальной системе).

Одновременно включаются в работу (соответствующим импульсом ) соционические функции ментального кольца. Получив словесное воздействие по аспекту 8-й функции, включается 1-я, выдающаяя дополнительно вторичный информационный поток. Так человек реагирует и словом и действием. Ментальные функции работают в следующем режиме:

1-я – постоянно;
2-я – периодически;
3-я – эпизодически;
4-я – изредка.

Если ограничено или отсутствует поступление вторичного информационного потока по аспектам функций витального кольца, то уменьшается или прекращается выдача вторичной информации по аспектам функций ментального кольца. Верно и обратное: если человеку запрещено «сигналить» (выдавать суждения по аспектам функций кольца ментального, то блокируется и поступление вторичной информации по аспектам функций витального кольца). В таком состоянии человек оценивает свою жизнь как бессмысленную и никчемную. В состоянии полноценного функционирования жизнь полнокровна и насыщенна свершениями.

Например, при осмыслении какого-то произошедшего события сигналы информационного потока воздействовали на 4-ю функцию одного из партнеров по общению (сообщников). Для человека весьма затруднительно преобразовать эту информацию в знания в ситуации незнакомой и выдать в виде суждения. Психическое состояние при этом слегка (или весьма) стрессовое. Если партнеры дуальные, то вторичная информация, посланная с 4-й функции одного попадает на 8-ю функцию другого, на что другой отвечает безмолвно – информацией первичной, а заодно включается 1-я функция другого (именной по аспекту своей 1-й функции человек самовыражается в максимальным коэффициентом полезного действия и безрассудной уверенностью в истинности и глубине своего понимания происходящего) и посылает вторичную информацию в связи со случившимся. Эта вторичная информация попадает на 5-ю функцию первого партнера, и человек расслабляется, легко и непринужденно переходя от стрессового состояния к спокойствию. Тогда партнеры – действительно сообщники (действуют сообща). Более того, человек испытывает подлинный интерес к суждениям по аспекту 5-й функции, принимает их легко, не критично, с изначальным доверием, полностью все, что дают, а главное – с искренней радостью. Только дуал оценит это и назовет такие сигналы помощью и поддержкой. Таким образом, оба взаимно удовлетворены (причем одновременно) и взаимно довольны (как друг другом – из-за безусловного и неограниченного принятия, так и собой – из-за искреннего самовыражения). Это полная самоотдача и столь же полное принятие друг друга. В этом «зеркале» (в глазах дуала) видишь себя самым желанным, прекрасным, замечательным, светящимся от счастья (т.е. от соединения частей). В принципе дуалы обеспечивают друг друга идеальной пропорцией количества и качества информационных сигналов по аспекту каждой соционической функции. Естественные проявления каждого партнера являются исполнением самых глубинных желаний и чаяний другого.

Если дуалов объединяет совместная деятельность и складываются благоприятные межличностные отношения, то дуальность способствует самореализации каждого партнера. В дуальных отношениях (особенно в паре) каждый чувствует себя любимым, ценимым и значимым.

Значимым – благодаря неформальному добровольному выбору друг друга.

Ценимым – благодаря социальной полезности своего труда (дуал – это ближайший социум).

Любимым – благодаря безусловному, доверительному принятию.

В дуальной паре жизнь (состояние психическое) насыщенна и полноценна, а бытие (образ жизни, состояние физическое) – здоровое и благополучное.

Любые другие интертипные отношения никогда не дадут человеку этого естественного (бессознательного) ощущения всей полноты жизни, потому что информационная недостаточность и избыточность (что тоже не здраво) компенсируются иными способами, например, механизмами психических защит.

Итак, для полноценной жизни обмен информационными сигналами и преобразование их в знания просто необходимы. Жизнь «питается» информацией. Благодаря дуальному воздействию человек находится в состоянии динамического равновесия, процесс жизни течет радостно, словно полноводная река, а проблемы разрешаются быстро, легко и безболезненно. Другие интертипные отношения тоже имеют свое предназначение и каждое – по-своему ценно. Если сказать, что дуалы созданы друг для друга, то конфликтеры – друг против друга. В любом случае каждый другой человек – это ДРУГ.

 Литература:

  1. Вахутинский И. Функции и восприятие информации.//Соционика, ментология и психология личности. № 1. 1995.
  2. Гуленко В.В. Структура и элементы соционической модели.//Соционика, ментология и психология личности. № 3. 1998.
  3. Удалова Е.А. Соционика. Основы диагностики. Конспект, – рукопись. 1999г. – 86 с.
  4. Юнг К.Г. Психология бессознательного./Пер. с нем. – М.: ООО «Изд-во АСТ – ЛТД», «Канон+», 1998. – 400 с. – (Классики зарубежной психологии).

 

Признаки Рейнина. Малые группы. Том I

PR MG 3D webВ монографии В.В. Миронова
"Признаки Рейнина. Малые группы" вы найдете:

  • подробные описания всех признаков
  • маркеры, которые  ко торые помогут при определении социотипа
  • цитаты-иллюстрации
  • историческую справку
  • теоретическое обоснование
  • много-много другое!

Перед вами самый полный учебник по признакам Рейнина от первооткрывателя!

Книги есть в наличии.

 Купить

 

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!