Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Maingage-slider

VebinarInvite __2 -2 banner-otPRkpsycho banner-MIPS banner-komplect

Вотинцева Э. Школа Миронова: Мифы и реальность

Каждое из наших самых прочных убеждений
может быть опрокинуто, или, во всяком случае,
изменено дальнейшими успехами знания
(Томас Гексли)

Мне совсем не случайно захотелось взять в качестве эпиграфа к статье именно это изречение великого ученого-естествоиспытателя, чьим именем назван один из шестнадцати типов информационного метаболизма. Каков на самом деле был ТИМ ученого - не предмет рассуждений в данном случае; как говорится, время все расставит по своим местам. Этими словами Томаса Гексли передано, на мой взгляд, самое важное, чем должен руководствоваться исследователь в любой области знаний - от физики до психологии.

Зачастую именно желание во что бы то ни стало отстоять свои убеждения в том виде, в котором они были сформированы впервые, и тормозит развитие знания, порождая нетерпимость к отличающимся взглядам, нежелание объективно и спокойно разобраться в чужих методиках работы.

Взгляд изнутри

Эта статья - взгляд на ситуацию изнутри, с точки зрения организатора и участника тренингов Владимира Миронова в Кирове. Это своеобразный отзыв и попытка разобраться в сути тех не очень конструктивных выпадов, а местами - и прямых оскорблений, которые достаются сейчас питерской РГ в целом и Владимиру Миронову в частности.

Только что завершился долгосрочный курс обучения соционике в небольшом провинциальном городке, что является уникальным в своем роде событием. Группа практически в полном первоначальном составе посещала все занятия. Что самое удивительное - к нам приезжали трое увлеченных соционикой из Перми и одна - из Тюмени. Им, конечно, приходилось не так легко - после насыщенных выходных - ночь в поезде, с утра на работу…

- Что же я такое делаю, что люди едут на тренинг издалека? - размышлял как-то вслух Владимир после окончания очередного занятия курса "Соционика от А до Я" по дороге домой. Этот вопрос и подтолкнул к размышлениям на тему тренингов и влиянию личности тренера на участников.

И правда, что же делает этот Темный Лорд, как его окрестили некоторые жители соционических форумов? Где миф, а где реальность?

Если люди идут к Миронову, то тут может быть только два объяснения: или людям нравится "продукт" и они получают в результате типирования, тренингов, неформального общения и большой обратной связи с тренером и группой решение проблем и вразумительные "объяснялки" (не только по соционике), или зловещий второй вариант - все они с первой секунды взгляда в глаза "ужасного" Миронова падают ниц, безнадежно им загипнотизированные.

Как говорится, эту бы фантазию, да в мирных целях. Некоторым просто удобно думать по второму варианту - потому как иначе пришлось бы признать первый. Это в древнем мире человек, когда не понимал какого-то явления, начинал сочинять мифы и придумывать сверхъестественные объяснения, или в детстве хотелось жить в сказке. Только мы вроде не в древнем мире живем, да и детство у большинства из нас давно кончилось… Так что, как люди взрослые и разумные, мыслящие не мифологическими категориями, мы с вами будем придерживаться первого варианта. И рассмотрим поподробнее, что же такое тренинг, что он дает и какова в нем роль и влияние тренера.

Психологические тренинги

Тренинг - относительно новое понятие на рынке услуг образования и саморазвития в нашей стране. Почему именно в наше время тренинги личностного роста и профессионального совершенствования получили широкое развитие? Это объясняется значительным ускорением процессов развития, обмена информацией, появлением новейших технологий, быстро меняющимися условиями жизни, что зачастую делает опыт старшего и еще полного сил поколения не пригодным для реализации в обществе. Поэтому очень актуальным становится вопрос адаптации человека к новым условиям и освоения им новых способов взаимодействия с миром. И, как показывает практика, именно тренинги позволяют наиболее эффективно решать эту задачу. С одной стороны, можно просто взять книгу и прочитать о том, как надо плавать или ездить на велосипеде, но чтение дает лишь понимание проблемы и путей ее решения, но не дает практических навыков, не изменяет глубинное поведение человека. Но если один раз научиться плавать (самому или под руководством тренера), это навык остается на всю жизнь, изменяя практическое бытие и качество жизни.

Так что тренинг - возможность получить навыки нового взгляда на мир, нового поведения, обеспечивающего более эффективную коммуникацию и повышающего качество жизни. Эффективность некоторых тренингов личностного развития настолько высока, что многие психологи и авторы статей о тренингах и в шутку, и всерьез называют их воздействие магическим. А объясняется все просто, как все гениальное, - именно понимание человеком механизмов действия своей собственной психики, а также безопасное проигрывание жизненных ситуаций в доброжелательной обстановке создает поистине новую реальность, создает нового, спокойного, уверенного и более гармоничного человека. Так уж устроен человек - если он понимает, почему тот или иной поступает так, а не иначе, он начинает менять себя, а не других, и именно это является началом мощного личностного роста и расширения уровня осознанности. А, изменяя себя, человек меняет и окружающий мир. Из притчи Германа Гессе: "что внутри - во внешнем сыщешь, что вовне - внутри отыщешь". И именно в этом - настоящая магия. Именно тот, кто может дать человеку мощную обратную связь, грамотно и с научных позиций объяснить человеку то или иное его поведение, повлиять на самостоятельное решение человеком своих проблем, и является в наше время магом.

Слава "темных манипуляций" за тренингом закрепилась благодаря использованию в некоторых тренингах различных методов психологического воздействия (НЛП, гипноз и т.д.). Но повышенный интерес тренера к методам манипуляции поведением аудитории демонстрирует, прежде всего, неуверенность в своих профессиональных навыках и в себе лично.

Буквально за два десятилетия появилась новая профессия - профессия тренера. Профессия с очень высокими требованиями - нужна и грамотность, и целеустремленность, и выдержка, и быстрая реакция, и умение работать с людьми, и юмор, и конечно, умение объяснять, объяснять, объяснять… Тренер должен уметь грамотно играть любую роль - от массовика-затейника до психоаналитика. Не каждый обладает такими качествами или способностью их развить. Немалую роль играет и харизма тренера, его способность вести за собой, обладание даром убеждения и влияния на людей.

Все сказанное про психологические тренинги применимо и к соционическим тренингам как к дающим понимание себя, своего поведения, повышающим уровень осознанности и эффективность коммуникации.

Школа Миронова

Читая различные соционические форумы, заметила, что основой критики в адрес школы Миронова является отсутствие новых исследователей, активно пишущих научные статьи, и сведение всей работы в соционике только к тренингам. Чтобы разрешить сомнения и неясности, надо рассматривать этот вопрос шире - по контексту и по времени, потому что критиками чаще всего берется для рассмотрения то, что на поверхности, что происходит только сейчас.

Думаю, что формально надо разделить понятия "соционическая школа" в лице питерской Рабочей группы и "школа Миронова" как учебный центр. Соционическая школа в лице питерской РГ - это именно научные исследования и эксперименты, проводимые группой энтузиастов. Миронов - это как раз тот исследователь, которого подготовила эта школа за последние несколько лет. Причем не просто исследователь, а человек, который выбрал соционику своей профессией. Так что соционическая школа в лице Рабочей группы ориентирована на исследования - изучение семантики аспектов тому подтверждение. Другие научные работы тоже не заставят себя ждать, в том числе и парадигма соционики с точки зрения данной школы. В этой школе большое внимание уделяется именно фактам, экспериментально полученным данным, большой практической работе с людьми. Если факт не вписывается в теорию - тем хуже для теории. И нет у питерцев таких убеждений, которые не могут быть опровергнуты дальнейшими исследованиями. Сознание свободно и открыто для развития мысли вперед.

А вот школа Миронова в смысле центра обучения соционике, где проводятся различного рода тренинги, - не ставит своей целью подготовку исследователей. Цель и смысл - личностный рост занимающихся и активное применение соционических знаний в жизни, в том числе и в своей профессии. Центр обучения для данной соционической школы имеет ключевое значение в плане поставки бесценного практического материала для исследований и экспериментов.

Но, с другой стороны, эти два понятия легко объединить, потому что и фактическое, неформальное, руководство исследовательским центром - Рабочей группой - теперь осуществляет Владимир Миронов, используя результаты последних исследований в непосредственном обучении.

Что же касается расширения школы, пополнения новыми последователями, новыми тренерами, ведущими свое обучение, то я думаю, это, конечно, дело времени. Идет нормальный процесс становления пока еще новой научной и профессиональной области. Сейчас передача знания идет из первых рук - Владимир ведет общий курс, его коллега Милена Стоялова - некоторые занятия по невербальному типированию. Что касается обучения новых тренеров, то это чрезвычайно сложно ввиду самой по себе уникальности и энергоемкости формата. Но мне кажется, в будущем развитие этого процесса должно привести к расширению центра - как в плане научных исследований, так и в плане использования соционических методик на практике.

Секрет фирмы

Итак, попробуем разобраться, что же такое соционические тренинги Владимира Миронова и каково значение личности тренера в их эффективности.

Одной из самых важных особенностей этих тренингов является принцип самостоятельности решения своих собственных проблем с помощью приобретенных знаний. Некоторые ведущие психологических тренингов делают вместе с участниками упражнения, расписанные в методичке, шаг за шагом. Сделали это - посмотрели сюда, посмотрели туда - сделали другое. Участники смотрят в методичку и делают, но далеко не всегда понимают, что они делают. Множество упражнений и практических навыков - навыков повторения каких-либо действий за тренером. В итоге участники все понимают на тренинге, но в жизни применить это не могут. Те рецепты, которые отлично работали в группе, - не работают в жизни.

А есть тренеры, которые тоже дают подготовленные упражнения, но вот о чем пойдет разговор и к каким выводам для себя приходят сами участники, - здесь огромный простор для личного творчества. Часто и сам тренер не знает, к каким выводам его приведет группа. Более яркое видение возможностей решения тех или иных проблем становится возможным только когда человек сам додумался, а не тренером был дан эффективный рецепт на все случаи жизни. Такой вот способ ведения тренингов, как показывает практика, намного эффективнее. И именно таким тренером является Владимир Миронов. Именно творчество, то есть самостоятельное постижение сути, дает личностный рост и повышение осознанности своих действий. Человек берет ответственность за решение своих проблем на себя, постепенно накапливая опыт. После первого занятия некоторым участникам тренинга было непонятно - как это - не сказано, куда смотреть, что делать, как обращаться с тем или иным человеком, исходя из открывшегося знания о нем. Постепенно пришло понимание нужности и важности самостоятельного мышления, а вместе с ним - и радость открытия себя и других в разнообразии качеств характера каждого.

Важный принцип в тренингах Владимира - обучение формированию целостного взгляда на человека. Именно поэтому сначала участники выполняют задание, не зная, в чем заключается смысл и на что прежде всего обращать внимание, а потом - общее обсуждение, кто и что заметил. Именно этот подход тренирует наблюдательность, способность видеть все проявления ТИМа - и на вербальном, и на невербальном уровне. Тренер уделяет большое внимание постановке системы наблюдения уже с первых занятий. Секрет прост - учишься непредвзято и объективно описывать то, что видишь перед собой - позу человека, его движения, мимику, речь, реакции на вопросы… И не вешать на человека свои проекции, ожидания и мифы о тех или иных типах личности. Вместе с тем, общими находками являются многочисленные именно "тимные" реакции, которые демонстрируют раскрывшиеся, более гармоничные и уверенные в себе участники тренинга. Доброжелательная наблюдательность за собой и другими помогает формировать образы того или иного типа личности, чувствовать их энергетику, коренные различия в мировоззрении.

Формат проведения любого тренинга сам по себе не прост, а соционического тренинга - тем более. Только представьте, насколько это сложно - вместе с группой обсуждать результаты того или иного упражнения. А если оно получится не так, как было в предыдущей группе, а если различия между признаками в силу каких-либо обстоятельств не проявляются ярко, показательно и безоговорочно? Бывает и такое. В этих случаях тренер не притягивает за уши результаты, а честно и открыто делится впечатлениями. Он проживает этот тренинг также заново каждый раз, как и его участники, также пытается вместе со всеми разобраться в каждой ситуации. Он не стесняется признавать свои ошибки перед всеми. Факт для него - на первом месте. У нас был такой случай, что на обсуждении различий по признаку конструктивизм - эмотивизм выявилась ошибка в определении типа одной участницы, о чем после разбора ситуации на группе было объявлено всем. А ведь можно было просто притянуть за уши высказывания участницы, и не менять ТИМ. Зато насколько она потом была рада и благодарна тренеру за уделенное ей на тренинге время и верное определение типа. На ошибках учатся - учатся все - и тренер, и группа. Это вообще редкое качество личности - не зависеть от мнения окружающих и уметь признавать свои ошибки, не боясь обвинений в непрофессионализме.

Очень важное качество для тренера, которым обладает Владимир Миронов, - умение сразу же дать обратную связь и прокомментировать те или иные слова, позы, движения. Создается впечатление, что, наблюдая за выполнением задания, он как бы растягивает время. Как будто то, что происходит в группе, записывается на пленку и потом воспроизводится им в уме в медленном режиме - настолько точно он может повторить, что и как сказал тот или иной участник, настолько много процессов отслеживает одновременно.

Мы привыкли жить неосознанно. Что-то говорим, как-то двигаемся, а потом смотрим на себя по видео, слушаем голос и не верим, что это мы. А когда тебя постоянно спрашивают - а что ты сейчас сделал, что сказал, как сел, посмотри на движение своих рук - и ты начинаешь постепенно осознавать то, что ты делаешь и что это значит. Но начинаешь осознавать не только себя, учишься смотреть и на других, и не просто смотреть, а видеть проявления тех или иных признаков, учишься наблюдательности и непредвзятости.

С помощью вопросов типа "а что сейчас с тобой происходит?" Владимир учит нас все время быть здесь и сейчас, постоянно отслеживать свои внутренние реакции - подъем или спад энергии, переводы в более осознанную область. Одним словом, использование гештальт-практики в соционическом тренинге оказалось очень удачным.

А еще этот человек может вовремя улыбнуться, разрядить обстановку, пошутить, артистично, в лицах, рассказать показательный случай из жизни, наглядно демонстрирующий черты тех или иных типов.

А что касается магии…

Я думаю, что этот человек-загадка обладает способностью входить на тренингах в состояние измененного сознания - ресурсное состояние творчества. Людей всегда привлекают творческие личности, а наблюдать и учиться у человека, находящегося в состоянии творческого подъема - всегда очень приятно, кроме того, что очень полезно. Думаю, что и тренингующиеся тоже слегка в измененном состоянии сознания, весьма полезном для восприятия информации. Все успешные тренеры обладают даром доминировать, вести за собой, входить в ресурсное состояние, быть харизматическим лидером. Иначе не получится такого тренинга, на который хотелось бы еще.

У каждого человека есть свои недостатки, и мне, как негативисту, их видно очень хорошо. И среди побывавших на тренинге Владимира Миронова встречаются недовольные. Возможно, с некоторыми их претензиями и можно согласиться, всем мил не будешь. Возможно, кому-то не по душе его непримиримость по отношению к устоявшимся соционическим мифам, даже некоторая категоричность в защите собственной позиции. Но эта собственная позиция не взялась из ниоткуда, а сформировалась из многолетних наблюдений за реальными жизненными фактами, которые в совокупности не укладываются сейчас в некоторые существующие теории.

Своим личным результатом прохождения тренинга считаю значительный личностный рост, расширение зоны осознанности своих действий, понимание и развитие своих сильных сторон, повышение уверенности в себе, совпадение восприятия меня окружающими с моим личным представлением о себе, а также приобретение главного богатства - очень хороших знакомых - уникальных и гармоничных личностей.

Э. Вотинцева
2007

Каждое из наших самых прочных убеждений
может быть опрокинуто, или, во всяком случае,
изменено дальнейшими успехами знания
(Томас Гексли)

Мне совсем не случайно захотелось взять в качестве эпиграфа к статье именно это изречение великого ученого-естествоиспытателя, чьим именем назван один из шестнадцати типов информационного метаболизма. Каков на самом деле был ТИМ ученого - не предмет рассуждений в данном случае; как говорится, время все расставит по своим местам. Этими словами Томаса Гексли передано, на мой взгляд, самое важное, чем должен руководствоваться исследователь в любой области знаний - от физики до психологии.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности...

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!