Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Maingage-slider

VebinarInvite __2 -2 banner-otPRkpsycho banner-MIPS banner-komplect

Эглит И.М. Размерность функций

Модель Аушры Аугустинавичюте (модель А) в 1989 г. была дополнена теорией размерности функций.

А.В. Букалов предложил концепцию существования различных размерностей у психических функций (векторная модель), согласно которой функции в модели А описываются четырьмя координатами (векторами):

  1. координата (вектор) времени (или вектор глобальности);
  2. координата (вектор) сиюминутной ситуации по аспекту рассматриваемой функции;
  3. координата (вектор) норм или культурного воспитания, обычаев, принятых в обществе;
  4. координата (вектор), включающий в себя самооценку, личный опыт, внутренние ценности и желания. [1]

В.Д. Ермак описал размерности функций как параметры обработки информации.

  • «Ex (от англ. experience) – параметры опыта – характеристика (описание) индивидуального или личностного (социального) опыта, полученного от рождения и наработанного человеком в течение жизни в процессе принятия решения и исполнения управляющих воздействий;
  • Nr (от англ. norm) – параметры норм – характеристика (описание) норм, правил, обычаев, принятых приёмов и стандартов (индивидуальных или социальных), которых следует придерживаться в процессе принятия решения или исполнения управляющих воздействий;
  • St (от англ. situation) – параметры “ситуации” – характеристика (описание) условий, "обстановки" (индивидуальной или социальной) принятия решения или исполнения управляющих воздействий;
  • Tm (от англ. time) – параметрическое время – момент времени в прошлом, настоящем или будущем относительно которого принимается или исполняется индивидуальное или социальное решение; иными словами, время как точка на шкале времени, т.е. как параметр "привязки" обработки информации к некоторому моменту в прошлом, настоящем или будущем». [2]

Размерность психической функции зависит от её назначения (выполняемой задачи, роли) в структуре модели.

Функции имеют следующую размерность:

Функция 1 (четырехмерная) – параметры социальных опыта (Ex*), норм (Nr*), ситуации (St*), времени (Tm*).

Функция 8 (четырехмерная) – параметры индивидуальных опыта (Ex), норм (Nr), ситуации (St), времени (Tm).

Функция 2 (трехмерная) – параметры социальных опыта (Ex*), норм (Nr*), ситуации (St*). По параметру времени (Tm*) функция инвариантна.

Функция 7 (трехмерная) – параметры индивидуальных опыта (Ex), норм (Nr), ситуации (St). По параметру времени (Tm) функция инвариантна.

Функция 3 (двухмерная) – параметры социальных опыта (Ex*), норм (Nr*). По параметрам ситуации (St*), времени (Tm*) функция инвариантна.

Функция 6 (двухмерная) - параметры индивидуальных опыта (Ex), норм (Nr). По параметрам ситуации (St), времени (Tm) функция инвариантна.

Функция 4 (одномерная) – параметр социального опыта (Ex*). По параметрам норм (Nr*), ситуации (St*), времени (Tm*) функция инвариантна.

Функция 5 (одномерная) – параметр индивидуального опыта (Ex). По параметрам норм (Nr), ситуации (St), времени (Tm) функция инвариантна.

«Если функция содержит больше мерностей, это отнюдь не означает, что она содержит “больше” информации. На самом деле, многомерная функция является многомерной не потому, что она содержит больше информации, а потому, что возрастает количество параметров, учитываемых при ее обработке. Отличие работы функции с большей размерностью заключается в широте подхода, лучшем связывании информации, что позволяет выдать более оптимальный, более адекватный ситуации результат». [3]

Теория размерности функций предложила соционикам «измерительный инструмент» для точного определения места функции в модели ТИМ. Применять этот инструмент удобно при определении ТИМа по тексту (типирование по ответам на вопросы, типирование по дневникам, высказываниям, интервью и т.д.). При достаточном опыте, можно отслеживать размерность обработки информации и в «живом» типировании методом интервью и при дистанционном наблюдении за человеком.

Концепция размерности функций была подтверждена на практике и успешно применяется в Школе системной соционики (ШСС), которая использует системный подход в соционике (подход, предложенный Ермаком Владимиром Давидовичем) для формализации определения ТИМа при заочном типировании.

Ниже будут приведены примеры ответов на вопросы при заочном типировании в Интернете. Данные примеры не определяют ТИМ, но только показывают признаки размерности.

Параметр опыта (Ex)

Параметр опыта – является базовым для всех функций. Это фундамент, над которым надстраивается все остальное (нормы, ситуативность и параметр времени).

Опыт – это то индивидуально-личностное (соответственно суперблокам Витал и Ментал) каждого человека, что невозможно передать другому. Это самоощущение человека. При каждой обработке информации человек получает опыт.

Хорошей иллюстрацией самоощущения является пример со зрением. Мы не можем другому человеку передать свое зрительное восприятие. Можно сказать: «Это голубой цвет», но при этом как видит голубой цвет другой человек – мы не знаем. Нужно стать его глазами, чтобы ощутить его опыт.

Еще пример. Допустим, что кто-то рассказал о том, что ел фрукт мангостин:

"Мангостин имеет коричнево-сиреневые плоды, размером с мандарин. Имеет толстую кожуру, которую нужно очищать. Внутри белая мякоть с дольками, как у мандарина (больше по внешнему виду напоминает дольки чеснока). Эти дольки скользкие, просто выскакивают из рук. В некоторых дольках может быть косточка. Мангостин кисло-сладкий вкус. Но вкус трудно сравнить с каким-либо фруктом, который есть на Украине".

В результате такой «передачи опыта» (рассказа об опыте) ни у кого не появится опыт вкуса мангостина. Появится только знание о том, что есть такой фрукт, некоторое представление о внешнем виде и вкусе этого фрукта.

Опыт есть собственное ощущение, восприятие своими органами чувств, своя внутренняя оценка.

Соционическое значение понятия «опыт» отличается от общеупотребительного значения: «Совокупность знаний, навыков, умения, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п.» [4]

В общеупотребительном значении можно сказать, что «опыт передается от поколения к поколению». Но фактически передаются знания, которые с соционической точки зрения наиболее соответствуют размерности «норма».

Опыт в соционическом понимании передать нельзя, как нельзя передать свое собственное ощущение. Ю. Росланкина и В. Пятницкий пишут:

«Опыт - это интереснейший параметр в структуре модели ТИМ. Словари определяют категорию опыта как основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности, совокупность знаний, умений, навыков, вынесенных из жизни, практической деятельности. Один из оттенков понятия “опыт” звучит как “то, что уже имело место, что уже было испытано на практике, в жизни, с чем приходилось встречаться” [5], что, по нашему мнению, наиболее близко описывает соционический смысл этого понятия. Философский словарь дает понимание опыта как основы познания и критерия истины.

В свете последнего утверждения, понятно, почему мерность опыта присутствует в каждой из восьми соционических функций. Ведь поскольку человек может опираться на свой опыт, постольку он может быть автономным в своих действиях и поступках. Человек, у которого отсутствовала бы мерность опыта, не смог бы произвести никакого действия - ему просто не на что было бы опереться. Если провести эту мысль дальше, то можно предполагать, что проявление других мерностей просто невозможно без опыта. Опыт является элементарным информационным компонентом, позволяющим связать внутреннюю деятельность психики человека с внешним миром».[3]

Две одномерные функции (4-ая и 5-ая) при обработке информации по своему аспекту опираются только на опыт.

Поскольку одномерные функции инвариантны к нормам, ситуации и времени, обработка информации этими функциями носит индивидуально-личностный, своеобразный, иногда неадекватный характер (с точки зрения наблюдателя). Сам человек, реагирующий по одномерной функции, может даже и не подозревать, что что-то «не так», потому что у него нет инструмента сравнения (норм).

Примеры:

Необходимо классифицировать слова по группам (сама выбери как и каким): телефон, грибы, сандалии, лес, бумага, шум, пчела, луг, зеленый, хруст, музыка, песни, технология, патенты, доктор.

«Природа: грибы, шум, пчела, луг, зелёный, хруст, музыка, песни.

Работа: телефон, бумага, технология, патенты.

Жизнь: сандалии, доктор.

Для меня музыка и песни - "природа" , т.к. в посёлке все праздники (где и песни, и музыка, и танцы) всегда проводятся исключительно на природе»

(одномерная БЛ, своеобразие – СЭЭ «наполеон»)

Обращает на себя внимание фраза «для меня», которая указывает на индивидуальное понимание, что характерно для одномерных (нет норм), либо витальных функций (суперблок индивидуальной жизнедеятельности).

Согласуется ли твое понимание логичного с общепринятым?

«Не знаю. Думаю, у каждого своё представление о логике. У меня часто бывает, что мне пытаются обосновать заведомо нелогичные с моей точки зрения решения какой-то ментальной мутью или чем-то подобным. Раньше я иногда вёлся на это - сейчас нет, потому что понял, что люди часто сами не понимают что они творят сколь изощренными бы в формальной логике они не были».

(одномерная БЛ, своеобразие – ЭИЭ «гамлет»).

Нет принятия норм в логике. Индивидуальная точка зрения.

Опыт работы по определению ТИМа показывает, что типирумые часто не могут оценить адекватность работы одномерной функции и могут считать ее самой «сильной» (1-ой функцией). Если человека убеждать в том, что нормативно или принято действовать (реагировать, оценивать) иначе, то человек может ответить: «Мне так удобнее, понятнее». «А я хочу по-другому». «Зачем мне мнение других, когда я сам знаю, как».

Пример:

«Мораль – нормы поведения.Я не знаю, как там большинство понимает, что морально, а что нет, но если кому-то не нравится стиль моего общения, то это их проблемы. Я по поводу правильности своего понимания не заморачиваюсь, у меня свои принципы. Будем считать, что верхнюю границу нормы моральности я не выхожу».

(одномерная БЭ – ИЛЭ «дон кихот»)

Нет принятия норм в этике. Индивидуальная точка зрения.

При определении ТИМа нужно учитывать, что типируемый может знать о том, что существуют нормы или общепринятое поведение (реакция, оценка, мнение), он даже может называть эти нормы, однако, как только приходится действовать самому по одномерной функции, то на самом деле все знания норм не могут помочь действовать так, как принято (нормативно), потому что каждая новая ситуация – это снова новый опыт, где нужно принять решение, опираясь на предыдущий опыт или на собственное ощущение.

Примеры:

«Я иду и здороваюсь со знакомыми. Все нормально. Я так делала. И люди отвечают с улыбкой на "здрасьте". Я помню это и повторяю снова и снова.

Вдруг кто-то не отвечает мне на "здрасьте" – у меня ступор. А что делать в такой ситуации? Как правильно - не знаю.

От меня можно ожидать какой угодно реакции: от возмущения до игнорирования этого человека в будущем».

(одномерная БЭ – ЛСЭ «штирлиц»)

Попытка следовать общественным нормам (знание их есть и в одномерной функции) оказывается безуспешной в новой ситуации (когда нет подобного опыта.

«Знаю, например, что с черным сочетаются все цвета, полным нельзя носить обтягивающее, и еще много чего знаю, но это мне ни капли (ну или почти не помогает) в выборе одежды, например. Знаю, что надо хорошо тепло одеваться, но это мне в каждом конкретном случае не поможет одеться соответствующе погоде на улице, потому что каждый раз погода новая. Т.е. информация может и впитывается, но пользы от нее никакой, я не могу ее применять»

(одномерная БС – ИЛЭ «дон кихот»)

Неумение использовать нормы в сенсорике.

«В обществе есть нормы, когда давление на человека им воспринимается нормально. Ленится человек, или отказывается выполнять свои обязанности - когда он сам это понимает, то и к давлению на себя может отнестись как к чему-то вполне естественному. И тогда давление на него не испортит отношений, не вызовет сопротивления. А вот я совершенно не могу отследить такой ситуации, когда на человека надо бы поднадавить, чтобы он сделал что-то конкретное, мне кажется, что я не имею на это права, и что после такой попытки человек будет ко мне плохо относиться. Из-за этого не могу нормально руководить и отстаивать свои интересы».

(одномерная ЧС– ЭИИ «достоевский»)

Невозможность использования норм одномерной функцией, оценка ситуации по базовой БЭ. В типировниях постоянно наблюдается связь между первой и четвертой функциями. Четвертая функция постоянно подталкивает базовую (ф.1) к работе (чтобы не было неприятностей).

Часто человек вполне осознает, что не умеет пользоваться нормами по одномерной функции, теряется в новой ситуации.

Примеры:

«Я не умею сочувствовать. И когда попадаю в такую ситуацию, теряюсь и не знаю что делать. У меня одно желание – стукнуть человека дружески по плечу и сказать: хватит ныть, давай вставай, будем решать проблему».

(одномерная БЭ – СЛЭ «жуков»)

«Брат мужа приехал помочь перетаскивать холодильник. Поставили они холодильник на место, он быстренько уезжать - вечер, а ему еще куда-то нужно успеть. Так вот я ему «спасибо» раз 5 сказала, пока он не вышел за дверь. А потом думаю, чего это я? И понимаю, что мне хотелось искренне выразить благодарность. А кроме «спасибо» я не знаю, как еще можно это сделать. Один раз - вроде не очень убедительно . Вот так и получилось 5 раз. Это в моем исполнении означало : «Я действительно очень благодарна за помощь, а не дежурную фразу говорю».

(одномерная БЭ – ЛСЭ «штирлиц»)

Пример того, как срабатывает витальная функция: сначала реакция, потом осознание. Своеобразие понимания норм. Отражение индивидуального понимания аспекта.

Сама можешь оценить, насколько хорошо сделала что-то, качество сделанного? «…хорошо или плохо могу.. но это будет субъективная оценка ... а вот объективно оценить тяжело... я уже не вижу это со стороны ..»

(одномерная ЧЛ – ИЭИ «есенин»)

Индивидуальность одномерной не позволяет оценить себя «со стороны» (норм).

«Непонятки возникают, когда человек, например, сидит и слезливо рассказывает какую-то историю, как его, понимаешь ли, обидели. При этом сама ситуация такова, что помощь человеку, судя по всему, не требуется, нечем там помогать. Но зачем-то он это все рассказывает же! И вот часто ловлю себя на том, что тихо впадаю в ступор, судорожно пытаясь сообразить, какая же реакция от меня требуется . Понятное дело, что мыслей никаких в голову по этому поводу не приходит, кроме как: "Ё, ну так что мне делать-то надо?" Все это отражается на лице соответствующим выражением лица и человек…начинает беситься, не видя никакого должного отклика на его историю».

(одномерность ЧЭ – СЛИ «габен»)

Ступор, стремление понять, как же нужно (нормы) реагировать, что требуется.

Поскольку обе одномерные функции (4-ая и 5-ая) обрабатывают информацию своеобразно, иногда неадекватно ситуации (с точки зрения наблюдателя), то различение их при определении ТИМа вызывает трудности. Для их различения нужно учитывать то, что эти функции находятся на разных позициях в блоках и в разных суперблоках: ментальном и витальном. Они выполняют разные задачи.

4-ую функцию часто называют «точкой наименьшего сопротивления» (ТНС), а также «болевой» функцией. Она находится в ментальном блоке Супер-Эго в исполнительной позиции. Следовательно, человек осознанно обрабатывает информацию по аспекту 4-ой функции "с подачи" 3-й функции. Он пытается на основании опыта предупредить опасность возникновения неприятностей. Негативная оценка другими людьми – вызывает болезненную реакцию. Человек сам чувствует излишнее напряжение, когда ему приходиться часто действовать по 4-ой функции.

Пример:

«Мы работаем с мужем в одной фирме, так что на работу ходим вместе. Я часто хожу и на работу пешком, но муж утром лучше поспит подольше и ездит только на автобусе.

Автобусная остановка находится около нашего дома. И вот на автобус мы редко ходим вместе, я выхожу раньше и потом жду мужа и автобус на остановке, потом подтягивается мой муж, приходит автобус и мы вместе садимся и едем. Автобусы у нас ходят только по расписанию, т.е. я знаю во сколько он прибудёт на остановку. Но мне тяжело себя заставить выйти из дома вместе с мужем, и он это знает. Обычно меня уговаривает, чтобы я не спешила, что успеем . Муж никогда на работу не опаздывает, я это знаю, но мне некомфортно из дома выйти вместе с ним впритык ».

(одномерная болевая БИ – ЛСЭ «штирлиц»)

Пример того, как человека не убеждает поведение других людей (нормы) по аспекту информации, которая обрабатывается одномерной функцией. Страх неизвестности последствий оказывается сильнее.

При перегрузке одномерной функции реакция может быть совершенно неадекватной, человек становится неуправляемым на некоторое время:

Пример:

Как Вы проявляете негативные эмоции? Как это выгладит? Что об этом говорят другие?

Дико это выглядит. Лучше и не пробовать доводить меня до такого состояния. Не контролирую я себя – могу просто резко взорваться и такого наговорить, что мало не покажется.

(неадекватность одномерной ЧЭ – СЛИ «габен»)

Такое поведение похоже на неуправляемую реакцию витальной функции. Однако при перегрузке и ментальная одномерная функция может быть неуправляемой.

5-ая функция ("индивидуальный опыт") находится в витальном блоке Супер-Ид, поэтому обработка информации этой функцией происходит неосознаваемо, как говорят, "на автомате" – часто человек осознает свою реакцию постфактум. 5-ую функцию называют суггестивной.

Ю. Росланкина и В. Пятницкий пишут: «Интересно, что суггестивная функция, обладающая повышенной внушаемостью, содержит исключительно индивидуальный опыт. Т.е. внушаемость селективно задается только глубоко индивидуальным опытом».[3]

Создается впечатление, что суггестивная функция имеет свой чуткий индикатор на различение информации по признаку «мое/не мое». Есть предположение, что опыт, который является основой для такого различения, является «загрузочным» (В.Д. Ермак), который сконцентрирован в виде ценности, которую нужно сохранить в первозданном виде. Именно одномерность и витальность функции позволяет этой ценности остаться «нетронутой» ни нормами общества, ни своими индивидуальными шаблонами (нормами). Они не признаются, если не вписываются в индивидуальное ощущение «правильности», «своего». 5-ая функция работает как антенна, вылавливая из всего многообразия информации по своему аспекту, нужную только этому человеку.

Примеры:

Чем тебе интересны сильные люди. В чем ты видишь проявление силы. Как себя чувствуешь рядом с такими людьми?

«…учусь у них с ними хорошо и уютно. И интересно безумно интересно... потому как сильные люди всегда интересные… А сила, я не знаю, это ощущение от них, что в них есть внутренняя сила».

Чем интересен сильный человек?

«Характером, проявлением их силы, интересно наблюдать за ними, интересно просчитывать, что именно делает их сильными, за какие поступки их называют сильными... Интересно разговаривать с ними (вот это просто интересно, узнаешь немало нового и любопытного), интересна их точка зрения. Учусь у них силе, так как считаю, что мне самой силы не хватает, что дохлая я, и возле них учусь и прячусь если шо, мя защитят ».

(суггестивная ЧС – ИЭИ «есенин»)

Какого рода информацию ты впитываешь и как ее потом используешь?

«Информацию о возможных вариантах развития событий, но каждый раз, когда мне нужно что-то предугадать, рассчитать - ничего не получается. Ситуация другая, новая - я теряюсь. Причем силюсь запомнить усвоенные знания, а они как-то проваливаются куда-то мимо моих мозгов, не могу долго сосредотачиваться на них...Как пример, можно привести моего друга. Когда в Украине происходили события, связанные с выборами Президента, он часто предсказывал, как было бы лучше если бы... Я слушала с открытым ртом , хотя в политике не разбираюсь особо и не интересна она мне вообще-то. Но вот сам факт, что человек правильно видит срез ситуации, что к чему приведет и как было бы лучше, - это очень впечатляет. Глубокое уважение вызывает ».

(суггестивная ЧИ – СЭИ «дюма»)

«Всегда любила психологические игры, в которых люди друг друга оценивали, высказывали свое мнение - интересно послушать, что в тебе видят другие. Вроде и нескромно, но любопытство гложет страшно . Ну, когда мне рисуют, как это здорово, интересно, может что-то мне дать. Обычно я достаточно легко «введусь» на подобную "рекламу" со стороны своих друзей и знакомых».

(суггестивная ЧИ – СЛИ «габен»)

Информация по суггестивной функции – интересна, любопытна, впечатляет, на нее «ведутся». Хочется, чтобы у самого получалось так же, хочется научиться так же. Человек по суггестивной функции - внушаемый. По суггестивной функции приятнее быть наблюдателем, чем исполнителем, потому что собственный опыт, как правило, показывает, что у самого так же не получается.

Информация, которая не подходит по признаку «мое» для суггестивной функции вызывает отторжение, неприятна для восприятия, если назойливо повторяется.

Примеры:

«Практичной меня никто не называет: я и практичность - это оксюморон. А вот в непрактичности часто укоряют, это иногда сильно задевает» .

(одномерность ЧЛ – ЭИИ «достоевский»)

Легко ли для Вас ожидание какого-либо важного события? А если неизвестно точное время его наступления?

«Волнение определенное присутствует. Ты все время думаешь об этом. Здесь возможна и другая ситуация. Ты знаешь, когда произойдет событие, но не можешь предсказать результат. Тем более, если очень вероятен отрицательный для тебя исход. Вот у меня как раз такая ситуация. Через неделю будет важное для меня событие. И я уже начинаю мандражировать. Мне хочется как-то забыть про это. Но не получается . Но в день, когда все решится, я успокаиваюсь. Чему быть, того не миновать».

(одномерность БИ – СЛЭ «жуков»)

Параметр норм (Nr)

Параметр норм присутствует во всех функциях, кроме одномерных.

Двухмерными являются функции 3 ("социальные нормы") и 6 ("индивидуальные нормы"). Данные функции инвариантны к параметрам ситуации и времени, поэтому они негибкие, в любой ситуации стремятся пользоваться общепринятыми приемами и правилами (ф.3), отлаженными привычными для индивида шаблонами обработки информации (ф.6).

Нормы часто фиксируются в поговорках, правилах, инструкциях.

В обществе есть общепринятые правила поведения (отношений), выражения эмоций, определения качества (стандарты), логических умозаключений, шаблонные оценки возможностей, представления об изменениях, общепринятые способы защиты, создания комфорта.

Ниже приведены примеры некоторых общепринятых (нормативных) представлений (высказываний). Здесь следует отметить, что эти нормы не являются абсолютными – они могут зависеть от страны, региона, своеобразия их традиций и "неписанных правил", культуры и сообщества, в которых они существуют. Не следует во время типирования определять функцию как нормативную, если в тексте встретилась пословица или какое-то устойчивое выражение. Нужно помнить, что нормы есть и в трехмерных, и в четырехмерных функциях. Во время типирования следует видеть обработку информации «в целом». Данные цитаты приведены для иллюстрации нормативности мышления.

Нормативные представления по ЧЛ

  • Цена должна соответствовать качеству.
  • Продукция должна быть качественной.
  • Хороший работник – тот, кто делает не хуже чем все. Вариации: компетентен в круге своих обязанностей; сдал соответствующий квалификационный экзамен и т п.
  • Разделение работы на мужскую и женскую.
  • На работе нужно работать.
  • Судить о качестве товара по этикетке.
  • «От работы кони дохнут».
  • «Всех дел не переделаешь».
  • «Глаза боятся, а руки делают».«Под лежачий камень вода не течет».
  • «Без труда не выловишь рыбку из пруда».
  • «Не оставляй на завтра то, что можно сделать сегодня».
  • «Делу время, потехе – час».
  • «Не бравши топор, избу не срубишь».
  • «Дело мастера боится».
  • «Работа не волк, в лес не убежит».

Нормативные представления по БЛ

  • Изложение должно быть последовательным.
  • Одно должно вытекать из другого.
  • Не должно быть противоречий.
  • Справедливость – соответствие истине, правилам, законам, нормам.
  • Правила, законы, нормы, требования – то, чему нужно следовать.
  • Иерархия – подчинение низших пластов (уровней) высшим.
  • Необходимость правильности.
  • Презумпция невиновности.
  • Ссылка на нормативные, справочные издания.
  • Опора на авторитет.
  • Ссылка на количество полученного образования, дипломов и т.д.
  • Мужчина должен быть умным.
  • Строго придерживаться инструкций.Женская логика.

Нормативные представления по БС

    Удобно – то, что приятно телу, нет ничего, что мешало бы телу. Такой, которым легко, приятно, хорошо пользоваться.
  • Комфорт – совокупность бытовых удобств, уют.
  • Красивый - приятный на вид, отличающийся правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий. То, что все считают красивым.
  • Гармония (в БС) – взаимное соответствие (частей, предметов, явлений).
  • Физическая красота – красота, которая принята в обществе в данный момент, например, для женщин: определенная пропорция между грудью, талией, бедрами, отсутствие полноты, не плоская и не обвисшая грудь, большие глаза, брови дугой, пышные, блестящие волосы, стройные длинные ноги и т.д.
  • Необходимость следовать моде.
  • Женщина должна быть аккуратной и чистоплотной.
  • У хорошей хозяйки в квартире чисто.
  • Мужчинам не принято проявлять экстравагантность в одежде.
  • Нельзя бросать мусор на землю.

Нормативные представления по ЧС

  • Защита – необходимость. Необходимо защищать себя, близких, свой дом, свою родину от нападения.
  • Нападение – необходимость. Нужно напасть, чтобы на тебя не напали первыми (лучшая защита – это нападение).
  • Дисциплина – обязательна.
  • Проявлять беспричинную агрессию – плохо.
  • Нужно устранять причину давления.
  • «Око за око, зуб за зуб».
  • «Своя рубашка ближе к телу»
  • Подчинение младших старшим.
  • «Кто не кормит свою армию, будет кормить чужую».
  • «Лежачего не бьют».
  • Не превышение меры защиты.
  • Право хозяина – хозяин прав на своей территории.
  • Братья должны защищать и заботиться (материально) друг о друге.
  • Муж имеет право на жену (подконтрольность жены).
  • Мужчина должен защищать жену (семью).
  • Мужчина должен быть в состоянии прокормить семью.
  • Настоящий мужчина слабости не показывает.
  • Настоящий мужчина должен отслужить в армии.

Нормативные представления в БЭ

    Необходимо быть вежливым.
  • Необходимо выполнять правила этикета.
  • Нужно быть приятным людям.
  • Поддерживать мнение окружающих о себе как о хорошем, порядочном человеке. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
  • Настоящий друг всегда придет на помощь.
  • «Друг познается в беде».
  • «Старый друг лучше новых двух».
  • Не употреблять нецензурную речь в публичных местах, при детях и женщинах.
  • Отвечать добром на добро.
  • Не изменять своим обещаниям.
  • Уважать родителей и старших.
  • Уважать религиозные и личные чувства людей.
  • Визит вежливости/ответное приглашение: если меня пригласили в гости, то я тоже должен пригласить. Если у меня были гости и меня пригласили в ответ – невежливо отказываться.
  • Между друзьями нет счетов.
  • Говорить гадости за спиной – плохо.
  • Лезть в личную жизнь или чувства – плохо.
  • Между родственниками должны быть хорошие отношения.
  • Мать должна любить детей.
  • Внучат любят больше детей.
  • Женщина не должна быть грубой.
  • «Не выносить сор из избы».
  • Нужно оказывать эмоциональную поддержку близким людям.
  • Нельзя смеяться над физическими пороками.
  • Женщина может опоздать на свидание.

Нормативные представления в ЧЭ

    Нельзя веселиться на похоронах.
  • Эмоции не должны мешать окружающим.
  • Быть веселым с веселыми и грустным с грустными.
  • Соблюдать эмоциональные возрастные приличия.
  • Нельзя громко смеяться в общественных местах.
  • Настоящий мужчина не плачет (малоэмоционален).
  • Женщинам позволяется всплакнуть.
  • Женщины - эмоциональны и чувственны.
  • Нельзя быть надутым букой в обществе.
  • Необходимо веселиться в компании и на праздниках.

Нормативные представления в ЧИ

  • Не каждый должен быть талантом. Каждый должен найти свое призвание.
  • Человек имеет право на свои странности (но не чрезмерно).
  • Не принято чудить в обществе.
  • В науке одни чудаки. «Выше себя головы не прыгнешь».
  • Таланты даются свыше (Богом).
  • Чтобы узнать человека нужно с ним пуд соли съесть.
  • Мужчины способнее (умнее, талантливее) женщин.
  • «Лучшее – враг хорошего».
  • «Нет пророка в своем отечестве».
  • Рекламе верить нельзя.
  • Женщины обладают некой таинственной женской интуицией.
  • Говорить неправду – плохо.
  • С возрастом приходит мудрость.
  • Талант везде пробьет себе дорогу.
  • «Нет худа без добра».
  • «Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет».
  • Каждый – хозяин своей судьбы.

Нормативные представления в БИ

  • Все, что ни случается – к лучшему.
  • Гадалки умеют предсказывать будущее.
  • Доверие к гороскопам.
  • Не говорить о своих планах, чтобы не сглазить.
  • «Время – деньги».
  • Нужно откладывать на черный день.
  • Все новое – хорошо/плохо.
  • «Утро вечера мудренее».
  • Раньше все было лучше (больше, жирнее, толще).
  • Все, что дошло из прошлого, – мудрость.
  • «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
  • «Время лечит».«Все течет, все изменяется».
  • «До свадьбы заживет».
  • За интересным занятием время летит быстро.
  • «Пути господни неисповедимы».«Делу – время, потехе – час».«Лучше поздно, чем никогда».Можно опоздать на (5 –10 –15) минут.

Для нормативных высказываний характерно требование того, как должно быть, как правильно, как нужно.

Показателем нормативности функции является стремление человека не выходить за рамки общепринятого, ссылки на авторитет, на то, как обучили (в семье, в школе, в вузе), на то, как делают другие.

Примеры:

«Иерархия - это система подчиненностей и взаимосвязей между объектами одной системы.Если она существует, то именно для того, чтобы ей подчиняться. Потому что... потому что так принято ! Есть начальник, есть подчиненный...»

(нормативная БЛ – ЭИИ «достоевский»)

«Когда училась в школе и нужно было определить суть, идею художественного произведения, я сама толком никогда не могла определить эту суть. У меня она какая-то своя получалась . Я удивлялась, как это другие иначе понимают. Я могла легко рассказать, о чем идет повествование, но какую-то идею трудно было выделить. Мне для этого нужен был учебник , в котором эта суть определялась. И так каждый раз. С каждым новым произведением. А потом в голове сложился такой «список» идей , и я уже могла сама определять суть произведений. Ну, может не очень глубоко…»

(индивидуальные нормы ЧИ – ЛСЭ «штирлиц»)

Заполнение 6-ой функции происходит при взаимодействии с социумом. При этом отбираются те нормы, которые нужны именно этому индивиду для его жизнедеятельности. В данном примере нормативность определяется необходимостью и фиксированием неких шаблонов понимания сути произведений.

Необходимо различать нормативную ментальную функцию (ф. 3) и нормативную индивидуальную функцию (ф.6).

Ментальная функция опирается на нормы социума. В витальной функции складываются свои индивидуальные нормы, шаблоны восприятия, оценки, действия. Они нужны для индивидуального пользования. Тут могут быть и общепринятые нормы, которые человек признал «своими», и свои собственные, которые сложились в результате привычной, повторяющейся обработки информации.

Примеры:

«Это особенность моей БЛ: она реально очень сильная ( это мнение окружающих ), но для обработки небольшого количества информации. Я хорошо справляюсь с "учебниковыми" задачами , когда все данные есть в явном виде, и метод для решения более-менее задан . Я даже могу найти оригинальное решение, но только если все-таки это оригинальное решение где-то "близко" - ну скажем, однажды нам в институте дали задачку с явным намеком доказывать по индукции. А я доказала ее от противного (и получилось короче и элегантнее).

Но если количество фактов переходит определенный предел, и нет определенного набора возможных методов решения - моя логика отключается или ищет чужую помощь, чтобы упорядочить факты и определиться с возможными методами. И в таком случае я очень сильно устаю, вообще думать не хочется.

Но при этом я никогда не приму нелогичного решения, я не могу быть нелогичной в ситуациях, где предполагается логичное решение. Поэтому застыну в сомнениях».

(нормативная БЛ – «драйзер»)

Нормативность проявляется в следовании общепринятым методам, тому, как обучили, невозможности не следовать нормам (не могу быть нелогичной»). Негибкость функции.

« А все равно мне, как ко мне относятся люди, которые мне безразличны . Вот например, однокурсник какой-нибудь. Ну не понравилась я ему, ну бывает. Я уже говорила, в мои планы не входит нравиться всем подряд . Сама обычно придерживаюсь норм поведения группы, в рамках которой я общаюсь. Если попадаю в другую группу, свои нормы поведения стараюсь не навязывать, а присматриваться, как в этой группе принято общаться. Следовать правилам желательно, если не хочешь испортить отношения с людьми в данной группе. Если же тебе все равно – то нарушай. Хотя я лично не вижу смысла в подобных «демонстрациях». Разве что могу держаться обособленно, если люди мне не интересны и точек соприкосновения с ними я практически не вижу, даже если в данном коллективе принято всем общаться» .

(индивидуальные нормы БЭ – СЛИ «габен»)

Индивидуальность норм в БЭ проявляется в том, что принимаются те социальные нормы, которые устраивают, и не принимаются нормы, которые не устраивают человека, не нужны для его индивидуальной жизнедеятельности.

Витальная функция 6 называется "референтной". Ее особенностью является желательность положительной оценки умений по тому аспекту информации, который она обрабатывает. Часто человек невольно, незаметно для себя, автоматически напрашивается на похвалу. Он должен убедиться, что умеет хорошо справляться с этой информацией, постоянно получать поддержку в виде одобрения.

Примеры:

Как ты покупаешь одежду? Как понимаешь, что подходит тебе, а что нет? Приятны и обязательны ли тебе комплименты? Как реагируешь на критику?

«Делаю это редко, практически всегда – с мамой или подругами. Своему вкусу не особенно доверяю, могу купить вещь, которая мне не идет.Комплименты – конечно, приятны, долго без похвалы не могу, стимул исчезает».

(референтная БС – ЭИИ «достоевский»)

«Знаю, что могу иногда напрашиваться на выражение этого самого отношения ко мне. Ну, там сказать: "Никто меня не любит". Это утрированно, конечно, но что-то в этом роде. Глядишь, тебе и поведают, как к тебе, оказывается, здорово относятся, как ценят и любят. Дешевые разводы, конечно, но иногда очень хочется услышать это ».

(референтная БЭ – СЛИ «габен»)

В типировании факт напрашивания на похвалу часто трудно выявить, потому что в жизни это витальное проявление обычно человеком не отслеживается. Все происходит само собой и незаметно для человека. Даже если «поймать» этот момент и обратить внимание человека на то, что он невольно напрашивается на похвалу, он, скорее всего, станет отказываться, потому что ему неудобно осознавать этот момент: ведет себя, как ребенок.

Поведение, реакции, мышление человека по нормативной функции можно назвать «правильным». Обращает на себя внимание «правильность» в этике (БЭ) ЛСИ («максимов»), «правильность», однотипность (похожесть) улыбок (ЧЭ) ЛСЭ («штирлицев»), ссылки на авторитетный источник информации, на справочную литературу ЭИИ («достоевских») и т.д.

Параметр ситуации (St)

Параметром ситуации обладают функции исполнительных блоков Эго и Ид: 1, 2, 7, 8.

В соционике ситуативная обработка информации означает то, что формирование реакции на воздействие всегда имеет место в некоей конкретной "обстановке" (ситуации) и адекватно ей. Фактически – это выход за рамки жесткой обусловленности нормами и шаблонами.

При определении размерности ситуации важно различать, почему человек «выходит за рамки» общепринятых норм. Это возможно в двух случаях: человек не владеет нормами (функция одномерная) и поэтому не придерживаться этих норм, и может знать нормы, пользоваться ими, но в конкретной ситуации понимать, что нужно быть гибче, можно обойти нормы, решить проблему творчески (функция трехмерная).

Вторая функция модели А называется «творческой» именно потому, что обработка информации по этой функции идет осознанно и выходит за рамки общепринятого, "творит результат".

Примеры:

«Начну с того, что посмотрю, какие вообще варианты характеристик могут предложить производители, то есть рассмотрю практически все характеристики. Затем прикину, какие из данных характеристик мне принципиально важны, а какие - нет или не обязательны, и насколько они повышают стоимость. И после этого уже по конкретному списку важных и опционных характеристик буду рассматривать различные модели».

(ситуативность ЧЛ – СЛИ «габен»)

В каких случаях можно выходить за пределы того, что принято считать последовательностью?

Когда я считаю, что в данной последовательности есть лишние звенья, без которых вполне можно обойтись. Когда имеет место нестандартная ситуация

(ситуативная БЛ – ИЛЭ «дон кихот»)

« Правила можно иногда изменять. Если тебе это под силу, то почему бы и нет. Или это в твоей компетенции. Если ты отвечаешь за какой-нибудь процесс, то ты просто обязан создавать по возможности свои правила игры, чтобы контролировать ситуацию и направлять ее в нужное тебе русло ».

(ситуативная БЛ, блок с ЧС – СЛЭ «жуков»)

В данном примере творческая БЛ создает свои правила под конкретную ситуацию, при этом реализуя задачу первой функции – ЧС.

«Наверное, для большинства жизнь , идя по накатанной колее, не приведет ни к прорыву, ни к осознанию себя в этой жизни в принципе. Но случается, что жизнь пинает, и пинает сильно, или человека вдруг "прорывает" по каким-то причинам. Вот эти случаи я и имела в виду. То есть, как мне кажется, нельзя отказывать человеку в возможности самосовершенствоваться только потому, что в 25 лет ему это было «по барабану». Да, не многие выйдут на новый уровень, но кто-то выйдет . Зачем же к каждому применять прокрустово ложе? »

(ситуативная ЧИ – ЭИИ «достоевский»)

Выход за рамки привычных представлений о том, что либо человек развивается, либо «идет по накатанной дорожке». Человек может изменить направление своего развития в любой момент.

Витальная трехмерная ф.7 имеет некоторые особенности, которые вытекают из автоматизма работы витального суперблока. Эта функция содержит индивидуальные программы жизнедеятельности человека и автоматически реагирует так, как удобно человеку в данной ситуации. При виртуальном типировании по тексту бывает трудно выявить размерность седьмой функции, потому что автоматизм ее реакций человеком не отслеживается, если он специально не задается этой целью. При ответах на вопросы, типируемый вспоминает ситуации, которые происходили и по этим воспоминаниям делает выводы. Обычно такие воспоминания расплывчатые, не четкие. Часто человек отмечает, что такой способ реагировать характерен для него лично, а как у других – ему не важно. Также отмечается обычность, повторяемость реакций по седьмой функции.

Примеры:

Есть ли в обществе нормы поведения, отношений между людьми? Если да, то придерживаешься ли ты их? Всегда ли нужно следовать нормам отношений? Почему?

«Есть какие-то, да. Я их не придерживаюсь... вернее, не правильно сказала. Вот, допустим, есть норма поведения. Некая. Я ее узнаю, оцениваю, примеряю на себя. Если подходит - я ее включаю в свой неформальный списочек. Но и то, не факт, что я ее буду придерживаться после этого. Потому что, повторяю, люди разные и ситуации разные. Большинство норм в некоторых ситуациях не действуют, слишком уж общи и слишком универсальны ».

(витальная БЭ – ЭИЭ «гамлет»)

Как относитесь к неожиданностям?

«Я достаточно быстро ориентируюсь в новой ситуации (по крайней мере, я сама так о себе привыкла думать), это интересно – испытать себя в очередной раз. Обычно выкручиваюсь, придумываю что-нибудь».

(витальная БИ – ИЛЭ «дон кихот»)

В.Д. Ермак называет ф.7 «индивидуальной программой». Проявления ее настолько привычны, что выглядят как программа, которая заложена для автоматического реагирования.

Примеры:

Вопрос оператору фотопечати: Как у тебя получаются такие качественные фотографии, как тебе удается так быстро работать?

«Не знаю…. Руки сами делают .»

(витальная ЧЛ – ЛСИ «максим»)

Допустимо ли в обществе выражать, проявлять свои эмоции?

«Это каждый решает для себя, для кого-то это вполне допустимо и является нормой, для кого-то выражение, проявление эмоций это что-то сугубо личное, но… дело в том, что эмоции не всегда можно контролировать и иногда они… мммм проявляются сами собой, порой неожиданно , потом долго жалеешь об этом. Другое дело, когда люди вполне контролируют свои эмоции и, тем не менее, выражают их «напоказ», намеренно и порой неискренне. Это мне кажется неправильно».

(витальная ЧЭ – ЭИИ «достоевский»)

Параметр времени (Tm)

Выявление параметра времени является самым трудным в практике определения ТИМа.Из-за совпадения терминов возникает путаница между разными понятиями. Необходимо различать «параметрическое время», «время» как макроаспект информационного потока и «текущее время»:

«(1) параметрическое время, являющееся параметром обработки информации психическими функциями, входит в содержание информации. Это то, что имеется в виду, когда говорят: «После того, как я прочитала «Технологии успешного типирования», мне стало казаться, что большинство авторов соционических книг, если судить по описываемым ими методикам, либо вообще типировать не умеют, либо делают это как-то совершенно дилетантски.”В.Борисова (здесь параметр времени – момент, когда книга была прочитана). Или – “Мы обсуждаем проблему…” (параметр времени – настоящий момент). Или – “Очередная Международная конференция по соционике состоится в сентябре 2006 года” (здесь параметр времени – момент времени в будущем).

(2) «время» как макроаспект информационного потока взаимодействия психики с миром –название кинофильма «Когда деревья были большими» – здесь скрытое время характеризует изменения, которые произошли. Подробнее – см. книгу Ермака В.Д., стр.85.[2]

(3) текущее время – любая обработка информации происходит в текущем времени (все функции обрабатывают информацию и на это, естественно, тратится какое-то время)». [6]

В.Д. Ермак пишет, что «параметрическое время указывает, где на оси времени должно располагаться решение – в прошлом, настоящем или в будущем», «четырёхмерная функция может перенести обработку информации в прошлое, настоящее или будущее».[6]

Поскольку человек постоянно находится в каком-то моменте текущего времени, он в своей речи использует различные временные конструкции. Часто типировщики ошибочно считают количество употребленных временных форм, количество временной лексики, чтобы определить аспект «время» или параметр времени.

Для того чтобы получить представление о том, как проявляется параметрическое время в первой функции, Группа социоников ШСС пошла путем сравнения работы трехмерной второй функции и четырехмерной первой функции у людей, чей ТИМ был определен достоверно. Сравнивая ответы, мы отметили, что первая функция отличается «глобальностью» мышления за счёт четырёхмерности (полноты) обработки информации.

Напомним, что А.В. Букалов говорил о «векторе глобальности».[1]

"Глобальность" первой функции проявляется в полной уверенности по этой функции, в понимании того, что развиваться по аспекту первой функции можно бесконечно, в том, что решение принимается относительно не только ситуации, норм, но и конкретного момента параметрического времени. Создается впечатление, что в каждый следующий момент решение может быть иным.

Трудно обозначить точный ориентир в вербализации параметрического времени при определении ТИМа. Ответы, в которых человек фиксирует момент времени, к которому относится решение, могут указывать на точку на шкале пераметрического времени. (См. два абзаца выше).

Иногда глобальность четырехмерной функции звучит как ценность, которая есть всегда, независимо от человека.

Примеры:

«Ведь истина - она не в уже существующих до этого момента знаниях. И не в тех, которое можно было бы узнать в будущем.

Истина - абсолютна и не зависима от того, известна ли она или нет . Она существует в независимости от субъекта, который её пытается познать.

«The Truth is outside our reality and the Reality it's just our imagination».

Это говорит о том, что как бы мы ни стремились познать "Истину", то, что мы познали - лишь наше воображение того, что может быть истиной. Но в действительности - истиной может и не быть... А всё то, что мы познали - может оказаться ложным».

(параметр времени в ЧИ – ИЛЭ «дон кихот»)

Выскажи свое мнение по поводу этих высказываний:

Все новое – хорошо/плохо. «Все новое – новое. Когда мы сравниваем. То попусту копаемся в прошлом. Просто надо новое рассматривать с позиции данного момента, что это новое дает сейчас и что потом. А то, что было прошло ». Раньше все было лучше (больше, жирнее, толще). «Не знаю. Опять это было раньше, а сейчас все по-другому , мир другой, мы другие.Не надо сравнивать, копаться, у нас другая реальность. И то, что есть – прекрасно».

(параметр времени в БИ – ИЭИ «есенин»)

Четырехмерная витальная (восьмая) функция автоматически реализует программу, задаваемую ф.7. адекватно моменту индивидуального параметра времени (Тм). При определении ТИМа ответы по аспекту восьмой функции не содержат вербального индикатора параметра времени - "по умолчанию" обычно понятно, о каком времени идёт речь, поэтому вербальных признаков проявления параметра времени пока не найдено.

Предположение о том, что «тип информационного метаболизма находится в пятимерном пространстве и является пятимерной структурой» [6], возможно, объясняет трудность выявления параметра времени в вербальных высказываниях. Предполагаю, что человек постоянно пользуется этим инструментом (параметром), но не всегда озвучивает его (возможно, нет нужных понятий в языке), или часть информации, которая воспринимается на уровне тонких тел, не может быть как-то обозначена в физическом мире.

Интересны наблюдения, сделанные Матвиенко М.А. во время работы над программой «Миссия жизни» [7]. Матвиенко М.А. увидела связь между Миссией и работой блока Эго, а также связь Ида с родовыми программами (опыт предков, рода), которые заложены при рождении. Вполне возможно, что именно четырехмерные функции Эго и Ида имеют связь с надсистемой, а поэтому столь трудны в изучении.

М. Матвиенко пишет:

«С уровня Миссии привносится дополнительный ресурс во все сферы жизни. Миссию трудно облечь в слова, она ощущается внутри, как поток энергии. Это портал, связывающий нас с надсистемой, слова всего лишь кодируют доступ к нему…

Модель отражает те приоритеты, которые заложены в человеке изначально. И это привело меня к следующему заключению: ТИМ – это модель того способа обработки информации, который человек получает не просто при рождении, а даже при зачатии». [8]

Уровень развития личности и размерность функций

Важное значение при определении размерности функции имеет общий уровень развития человека, заполненность опытом (нормами) его функций.

Нельзя утверждать, что одномерные функции однозначно – неполноценные. Одномерность – это только особенность обработки информации, но не показатель ущербности функции. И это естественно. Каждая функция выполняет свою роль в общем процессе обработки информации. Маломерные функции находятся в блоках управления (Супер-Эго и Супер-Ид). Их задача состоит в определении: «моя» или «не моя» задача, и в передаче управления на исполнительные многомерные блоки. Маломерные функции могут накопить очень большое количество опыта. Жизнь человека в обществе устроена так, что возникает необходимость обработки информации по всем аспектам, и уйти от этого нельзя и не нужно - такое бегство делает человека беспомощным перед проблемами, поскольку он лишается бесценного опыта, на который только и можно опираться по одномерной функции. В результате, человек теряет связь с обществом. Накопленный опыт по одномерным функциям, а также возможность решения ситуации с помощью других функций, позволяет людям с одномерной структурной логикой работать в науке, с одномерной этикой отношений работать в сферах, где постоянно нужно общаться с людьми, с одномерной этикой эмоций – быть известными актерами и т.п. При типировании людей, у которых большой опыт и высокий уровень развития, особенно важно уметь правильно определять размерность функций, т.к. типировщик может быть введен в заблуждение тем, что человек свободно говорит от маломерной функции, рассказывает о богатом опыте, на который он опирается. Такая речь звучит уверенно, приводятся много примеров и фактов из жизни. От одномерной функции (особенно от ф.5, в которой есть ориентир на ценности) могут звучать очень глубокие размышления. Приведем примеры высказываний одного человека ТИМа ЛСИ («габен»), из которых видно и то, что ф.5 (ЧИ) – одномерная (суггестивная) и то, какое наполнение может она иметь.

Примеры:

«Помню, отдыхали от школы в Карелии. И как-то однажды девчонки затеяли что-то вроде психологической игры: все по очереди высказывались о каком-нибудь человеке, и так - обо всех. В общем, охарактеризуй ближнего своего. Я слушала, развесив уши.

Вообще, когда что-то такое затевается, мне не терпится, чтобы поскорее обо мне что-нибудь сказали: какие черты характера выделяют в тебе люди, каким они тебя видят. И если кто-нибудь намекнет, что уж он-то тебя раскусил, что есть у него свое мнение по поводу твоей персоны, каааак я начинаю напрашиваться на то, чтобы он таки это свое "особое мнение" высказал!

Да и вообще питаю особую тягу к психологии и всему, что хоть немного помогает разобраться в себе, узнать, что ты за зверь такой. А то вот вроде 21 год, а спроси меня, кто я, не смогу ответить. Когда пытаешься охарактеризовать себя, постоянно мерзкое чувство, что либо перехвалил себя, либо где-то поскромничал. Причем, делаю это (недооцениваю или перехваливаю) как раз из страха себя перехвалить или (что реже, правда) недооценить! Вот и хочу услышать всякий раз характеристику, как маленький ребенок, который в сотый раз дергает маму за рукав, чтобы та почитала ему любимую сказку.

А вот говорят - и все равно мало. И не то, чтобы мало, а все тот же страх - а в друг мне польстили? А вдруг не захотели обидеть? А вдруг недостаточно меня знают, чтобы понять? А вдруг?»

«Допустим, сколько бы всевозможных психологических типологий я не изучала, сколько бы своих гороскопов не читала, сколько бы оценок собственной личности от других не слышала, они категорически не хотят закрепляться в моем сознании, не ассоциируются до конца со мной. Все равно висит вопрос: "А так ли я интересна? А что я за человек? А какой меня воспринимают другие?" И даже если я характеристику получаю, удовлетворение проходит очень быстро, и вскоре снова возникает какая-то пустота внутри, куча сомнений, куча вопросов и абсолютное непонимание, какая же я. Что уж говорить, что я боюсь сама давать себе характеристики. Я то и дело боюсь себя то переоценить ("Маша, нескромно так о себе говорить!"), то недооценить ("А вдруг обо мне подумают плохо, а я-то ведь лучше!"). Но обычно перевес идет в сторону самокритики и я предпочитаю о себе отозваться скромно, нежели открыто заявить о своих достоинствах (в которых постоянно сомневаюсь).

Вместе это лично для меня создает проблему. В наше время, когда каждый должен быть сам себе рекламщик, я категорически не умею и не могу себя в наглую рекламировать».

«Помимо того, что мне очень важно услышать (и слышать регулярно) от других собственную характеристику, оценку своих качеств, мне также всегда очень важно как-то рассказать близкому человеку о том, чем я живу, как я вижу мир, что для меня имеет смысл, какая я. Кое-какие соображения и выводы у меня по этому поводу есть и они для меня жуть как важны. И важно поделиться всеми этими соображениями с людьми, услышать что-то в ответ. Это прямо ритуал душевной близости для меня.

Да только вот незадача - очень сложно о таких вещах говорить. Не знаешь, в тему ли, с чего начать, что говорить, да и интересно ли все это человеку, поймет ли он, правильно ли воспримет. Это в ЖЖ легко: открыл Семаджик, накатал длиннющий пост про очередную свою «заморочку» и отправил. В этом смысле ЖЖ для меня просто спасение. Там я могу рассказать о себе и о свои взглядах и не беспокоиться по поводу уместности поднятой темы. А вот в реальной жизни все сложнее, не каждый день ты человеку душу раскрываешь, да и глупо как-то выходит, если ни с того, ни с сего начнешь такие вещи рассказывать».

 

«Про осознанность. Я эту осознанность уже давно сделала одним из главных принципов своей жизни. Без нее жизнь полной не может быть. Умение слушать свой внутренний голос, умение слушать и чувствовать мир - это тоже важно. Потому что иначе как можно следовать своему пути?

Все это мне понятно.

Но я говорю о другом. О том, что одних маленьких штрихов мало. Да, из них складывается большая часть картины жизни. Не из крупных мазков, а именно из мелких штрихов, ежедневных дел, ежедневных мыслей и ощущений. Да я и крупными мазками не умею и не люблю - за крупной далекой целью перестаешь видеть детали, теряешь ощущение "сегодня, сейчас". Знаешь, мой преподаватель латыни любила нам повторять: "Сегодня, сейчас. Потом не бывает!" И она была права. Мы живем не в будущих крупных целях, не в прошлых заслугах - а именно в "сегодня", в настоящем моменте, который отпечатывается в прошлом. И именно от того, чем наполнен этот сегодняшний момент, зависит, каким будет прошлое: смазанным, серым и невнятным или четким, ярким, полным ощущений и действий. И именно это этого зависит, каким будет наше "завтра", потому что в "сегодня" лежит база, на которой выстроится будущее.

Просто, как бы это сказать... Под ощутимым результатом я подразумевала даже не столько какое-то крупное действие, огромный труд или что-то еще из глобальных результатов, сколько само ощущение полноты собственной жизни, наполненности этого пути. Когда чувствуешь, знаешь: каждый шаг, каждый момент принес свой результат на этом пути: будь то пробужденная у близкого человека вера в себя, написанная книга или очередной шаг на пути, очередная открывашаяся грань, которой непременно потом ты поделишься с миром. Брать - и делиться. Открывать - и показывать. Шагать по ступеням вверх - и подавать руку другим.

Вот ощущение, что ты исполняешь свою роль проводника, передатчика - оно важно. И оно наиболее остро именно в минуты, когда ты эти небольшие результаты, небольшие свои шаги по пути видишь, чувствуешь. Не обязательно вовне - и у себя внутри.

Да, возможно, это лишь подтверждение того, что ты не стоишь на месте, что ты двигаешься дальше и двигаешься в правильном направлении. Зачем оно нужно? А ты сама подумай, как бы ты передвигалась в пространстве, если бы не имела не то, что карты, но даже возможности видеть, чувствовать, куда ты идешь? Уж не отчаялась бы ты, окажись в непроглядной темноте, не зная, где ты и куда тебе надо? Мне кажется, это ощущение - это как маячок, который тебе помогает и направляет по твоему пути. Ты слушаешь себя, слушаешь мир - и оттуда черпаешь и информацию, и силы, чтобы продолжать движение.

Это мое личное ощущение: если есть путь, то должны быть и какие-то отметки, его обозначающие. Они и внутри, и вовне».

Изложенное выше описание понимания размерностей функций было получено и проверено кропотливой практикой. Поэтому концепцию мерностей можно рекомендовать для использования при определении ТИМа психики. Основное преимущество такого мощного инструмента состоит в количественной измеряемости, а, следовательно, в возможности аргументировать и сверить свое видение с видением других типировщиков. Это выводит процесс типирования на качественно другой уровень по сравнению с типированием по косвенным признакам или методом статистического подсчета употребляемой аспектной лексики.

Автор считает, что анализ размерностей функций - это, пожалуй, единственный инструмент, который может эффективно применяться для «снятия масок» (выявления искажения ТИМа) в трудных случаях.

Литература

  1. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // СМиПЛ, 1995, №.2.
  2. Ермак В.Д. Как научиться понимать людей. - М. Астрель. – 2003. - С. 65-66.
  3. Росланкина Ю.В., Пятницкий В.В. Некоторые соображения о феномене одномерности //Социон, 1997, №2.
  4. Словарь русского языка (МАС)/ http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/03/ma117218.htm
  5. Словарь русского языка: в 4-х т./АН СССР, Москва, Русский язык, 1985-1988.
  6. Ермак В.Д. Доклад «Категория «время» в соционике», XXII Международная конференция по соционике, 2006.
  7. Букалов А.В. Соционика и структура ментального тела человека // Психология и соционика межличностных отношений, 2004, №.7.
  8. Матвиенко М.А. Доклад «Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство», XXII Международная конференция по соционике, 2006.

© Эглит И.М. 2007

 

Модель Аушры Аугустинавичюте (модель А) в 1989 г. была дополнена теорией размерности функций.

А.В. Букалов предложил концепцию существования различных размерностей у психических функций (векторная модель), согласно которой функции в модели А описываются четырьмя координатами (векторами):

  1. координата (вектор) времени (или вектор глобальности);
  2. координата (вектор) сиюминутной ситуации по аспекту рассматриваемой функции;
  3. координата (вектор) норм или культурного воспитания, обычаев, принятых в обществе;
  4. координата (вектор), включающий в себя самооценку, личный опыт, внутренние ценности и желания. [1]

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности...

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!