Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Кочубеева Л.А., Стоялова М.Л. Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное".

Идея об использовании проективных рисуночных методов для определения ТИМ не нова. Рисуночной методикой пользуется при определении типа известный киевский соционик Г.А. Шульман (предлагается нарисовать флаг, парусный кораблик, солнышко, белье на веревке, дерево, лицо, лошадь и вертолет). Более того, эта идея старше, чем сама соционика. Первым, кто ее успешно реализовал, был английский искусствовед Рид, который, проанализировав несколько тысяч детских рисунков на свободную тему, разбил их на 8 типов, сопоставимых с типами по К.-Г. Юнгу. Подробно классификация Рида изложена в книге Романовой Е.С. "Графические методы в практической психологии" (Спб.: РЕЧЬ, 2001).

"Живучесть" этой идеи понятна, если представить все огромные преимущества ее использования. Во-первых, рисунок, как и каждый продукт деятельности, несет в себе отпечаток личности автора.

 

ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО!
Изучаем популярную методику психологического тестирования на реальных примерах! 

  1. Подробное описание.  Доступно разъяснены принципы работы методики, ее внутренняя логика.
  2. Широкая вариантивность. Описаны отличия соционической от психологической интерпретации.
  3. Четкая структура. Все маркеры, по которым определяется тип, сгруппированы по признакам или аспектам.
  4. Работа над ошибками. Разобраны наиболее часто встречающиеся ошибки.
  5. Достоверность. Все маркеры подкреплены демонстрациями проявлений в рисунках.
  6. Последовательность. Показано «послойное» чтение рисунков и принципы объединения полученных данных.
  7. Самодостаточность. Детально разобраны способы самопроверки полученных данных
  8. Предостережения. В каких случая стоит остановить диагностику.
Несуществующее животное, Миронов, обучение, курсы

 

 Естественно предположить, что, как и в других видах деятельности (речи, поведении, общении…), в нем будет отражаться и тип автора, представляющий собой структуру, на базе которой вырастает личность и индивидуальность со всеми ее особенностями. Во-вторых, рисуночная методика оказывается неоценимым подспорьем в ситуациях, где проведение обычного соционического интервью невозможно или затруднено: при работе с детьми или в условиях, когда за короткое время требуется определить тип большого числа людей (например, рабочий коллектив).

Возможны и более экзотические ситуации: Ваш клиент может оказаться иностранцем или иметь сильный дефект речи. Или по каким-то причинам личная встреча с клиентом вообще невозможна. В-третьих, рисунок представляет собой объективное документальное свидетельство, свободное от проекций эксперта, основанных на личном опыте, который не может не быть ограниченным ("Гексли, они все такие… потому что других я не встречал!"). Как показала практика, рисуночная методика может служить основанием для согласования мнений экспертов в спорных случаях.

Очевидные недостатки любой проективной рисуночной методики - это трудность "считывания" информации с рисунка, ее осмысления и вербального выражения; как любой целостный образ, рисунок трудно поддается разложению на отдельные элементы. При выделении признаков, всегда остается "сухой остаток", доступный только при непосредственном восприятии. Научиться пользоваться методикой можно, опираясь как на классификацию и оценку признаков, так и на непосредственное восприятие (по сути, эксперт должен задействовать все свои функции - рациональные и иррациональные). Одинаково важно и показать рисунки, и рассказать о них.

Почему "Несуществующее животное"? Во-первых, эта методика возникла не так давно, за ней не тянется длинный "шлейф" психоаналитических трактовок и ассоциаций. Ее стандартная трактовка основана на наблюдениях психологов-практиков (подробно дается в книге: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. - СПб: Издательство "Дидактика Плюс", 1998).

Во-вторых, она широко применяется в тех же областях, что и соционика: профориентация, школа, индивидуальное консультирование. И самое главное - рисунок животного является самопрезентацией автора в гораздо большей степени, чем дом, дерево или корабль ("прямой эго-проекцией", см. Габидулина С.Э. К обоснованию методики "Рисунок несуществующего животного". //Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1986, № 4). В то же время он более свободен от тех социальных норм и запретов, которые может вызвать к жизни прямое предложение нарисовать человека или лицо. Проще говоря, испытуемый рисует себя (предпочтения, страхи, проблемы…), не ведая, что творит.

Инструкция очень проста: нарисовать 1) несуществующее животное, 2) несуществующее животное злое (в гневе), 3) несуществующее животное за работой, 4) несуществующее животное в кругу друзей, 5) больное несуществующее животное.

Рисунок выполняется карандашом на белой бумаге, формат А-4 или меньше, но обязательно каждое животное на отдельном листе (карандаш позволяет оценить характер линий, отдельные листы - положение животного в пространстве). Вербальную часть задания (как зовут, где живет, чем питается…) мы исключили: при массовом исследовании ее выполнение просто невозможно. Если же по рисункам складывается несколько версий типа (обычно не более 2-3), можно провести блиц-интервью, проверяя то, что осталось не выявленным в рисунках. Рисунки нужно выполнять не советуясь друг с другом и не подглядывая (обязательное предупреждение при массовом типировании).

Были попытки включить в тест такие изображения, как "несуществующее животное с детенышем", "приятное несуществующее животное" и "неприятное несуществующее животное". Однако для нашей цели - определения типа - они практически бесполезны. Первый из указанных рисунков отражает личную семейную историю, а "приятное" и "неприятное" животное содержат и свои, и чужие качества (т.е. не являются прямой эго-проекцией). Они также могут иметь отношение к личной истории: например, в качестве "неприятного" животного может фигурировать сосед или армейский сержант. Из окончательной версии теста эти задания исключены.

К настоящему моменту в нашем распоряжении имеется около 800 комплектов рисунков. Работа велась с взрослыми людьми, социально адаптированными, психически нормальными. В основном выборка состоит из студентов и работающих людей среднего возраста. Есть небольшая часть рисунков старших школьников (16-17 лет). Позднее мы сочли возможным дополнить выборку рисунками подростков 12-15 лет. Возрастные особенности рисунка к подростковому возрасту уже минимальны, а вот типные просматриваются столь же хорошо, как и у взрослых. Было собрано не менее 30 рисунков представителей каждого типа, что позволяет сделать достаточно достоверные выводы.

В период сбора информации типы авторов, естественно, определялись не по рисункам. Проводилось обычное соционическое интервью с участием двух экспертов разных типов (ИЛЭ + СЭЭ). При массовом тестировании предлагалось ответить на письменный (вербальный) тест, после чего проводилась беседа по тесту (что непонятно, на что трудно отвечать и почему) - то есть, по сути, то же соционическое интервью. При любой возможности версии перепроверялись с участием других экспертов. Первоначальное "ядро" выборки составили рисунки друзей, родственников и знакомых, в типах которых мы уверены.

Что дает выполнение нескольких рисунков (субтестов) в рамках теста? Нетрудно предположить, что они несут дополнительную информацию, причем более "специализированного" характера, чем 1-й рисунок. Так, характер проявления агрессии во 2-м рисунке ("злое животное") позволяет судить о положении экстравертной сенсорики в модели А. "Животное за работой" дает аналогичную информацию по экстравертной логике. "Животное в кругу друзей" показывает приоритет этики эмоций или этики отношений, также оно дает информацию по дихотомиям этика/логика, экстраверсия/интроверсия, отчасти аристократы/демократы. "Животное за работой" и "Животное в кругу друзей", особенно при их сопоставлении, в 90% однозначно определяют этику-логику. "Больное животное" позволяет судить о положении в модели А интровертной сенсорики, особенно ощутимые отличия - между сенсорикой ощущений в блоке эго и в 4-й функции, и в целом показывает отличие сенсориков и интуитов.

Специальный рисунок "на интуицию" нам придумать не удалось, однако этот признак хорошо просматривается по всей совокупности рисунков. Помимо аристократов-демократов, нами отмечены такие признаки Рейнина, как позитивисты/негативисты, статики/динамики, а также гендерные особенности в рамках каждого типа.

Различия по дихотомиям признаков ниже представлены в форме таблицы. Следует помнить, что большинство из них имеет относительный характер: во-первых, могут встречаться разные сочетания признаков; во-вторых, могут быть исключения.

  Сенсорика Интуиция
Опора Прочная связь с землей, надежные конечности, устойчивая поза (стоит, сидит или лежит) Животное "висит" в воздухе; поза неустойчивая, конечности слишком тонкие или не дорисованы до конца
Реалистичность Более реалистичны, часто похожи на известных, существующих животных.Чаще встречаются предметы быта (чашки, ложки, стулья и т.п.), реальные обстоятельства жизни Сказочные, мультяшные, литературные персонажи; целостные образы (всякого рода "шушурики" и "мумрики")1. Реже - чистая фантазия и символы в рисунках (только у интуитов)
Телесность Чаще имеют плотное телосложение, соразмерное туловище и конечности. Многие рисуют брюшко, пупок. Туловище часто условное или аморфное, имеет несоразмерные части; встречаются странные гибриды (нежизнеспособные в нашем мире)
"Несуществующее животное

Рис.1 ЭСЭ

Рис.2 ЛИИ

  Логика Этика
Детали Функциональные детали и органы, инструменты2. Украшающие детали (завитушки, цветы, усики, челочки и т.п.)
Линии Больше прямых линий, встречаются явные геометрические формы (круг, прямоугольник, спираль). Игра с симметрией и асимметрией3. Больше изогнутых, плавных или волнистых линий
Эмоции Нейтральное или однообразное выражение морды/лица (если улыбка, то одинаковая на всех рисунках). Негативные эмоции могут передаваться через изменение формы тела (круг стал квадратом или овалом). Разнообразные выражения морд и лиц, особенно у типов с сильной экстравертной этикой (СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ). Слезы, улыбки, гримасы.
Надписи в рисунках Четкая нумерация, пояснительные стрелки, надписи "инструкция" и т.п. "Ага, страшно?", "лапочка", "милашка", "мир, дружба"; путаница в рисунках или нумерации.
"Несуществующее животное"

Рис.3 ЛСИ

Рис.4 СЭИ

Предпочтения Самое довольное животное с минимумом защит и тревоги - за работой; максимум защит, тревожность - в кругу друзей. Наиболее радостное или приятное животное в кругу друзей; отрицательные эмоции, тревожность, защиты и зачернения - за работой.
  Интроверсия Экстраверсия
Куда обращено Возможно любое положение (анфас, в профиль, спиной к зрителю) Положение анфас или в профиль, спиной не встречается4.

Поза

Чаще закрытая; если рисуют слишком открытую позу, то в рисунке обычно напряжение или защиты Чаще открытая или нейтральная
Выступы Мало выступов за контур фигуры Много выступов за контур фигуры5.
Скорость Более низкая скорость выполнения, меньший объем за то же время. Быстрота выполнения и/или больший объем за то же время.
  Рациональность Иррациональность
Контур, линия Контур четко прорисован, линии одинарные. Впечатление завершенности рисунка (NB: но исправления в рисунках встречаются). Контур не замкнут или прорисован нечетко. Чаще встречаются двойные, смазанные или нечеткие линии. Впечатление незаконченности рисунка.
  Аристократы Демократы
Соц. роль или статус Могут отображать свой реальный статус, профессию или социальную роль в любом из рисунков, всерьез или как автопародию. Только профессиональные аналогии, и только в "животном за работой".
В кругу друзей Одно из животных прорисовано лучше остальных, либо в чем-то их превосходит (например, сидит в кресле); и/или друзья изображены условно (крестиком, кружком, формой круга); или есть группа и изгой. Дистанция может быть близкой или далекой, но это сообщество равных. Практически не встречаются особенности, характерные для аристократов6.
 

Рис.5ЭИЭ

Рис.6 ИЛИ

  Негативисты Позитивисты
Глаза Пустые глаза без зрачка в одном или нескольких рисунков (примерно в половине случаев). Пустые глаза не встречаются.
  Динамики Статики
Движение Передано движение: позой, а иногда и дополнительно (вихревые потоки и т.п.)Особенно у экстравертов-рационалов Поза статичная. Особенно "застывшие" позы у интровертов-рационалов.

 

  1. Исключение - рисунки СЭЭ, см. ниже.
  2. Компьютеры рисуют все типы.
  3. Трактовка признака "асимметричность" как экстравертированность нашими данными не подтверждается. Форма пустого круга, характерная для интровертных логиков (особенно ЛИИ, ЛСИ) традиционно понимается как "нежелание давать о себе информацию".
  4. Признак "положение анфас" (на зрителя) обычно трактуется как эгоцентризм. Однако на самом деле большинство животных (независимо от типа) на 1-м рисунке занимают именно это положение, что заставляет испытывать некоторое сомнение в верности этого утверждения. Скорее этот признак можно трактовать как контактность, доступность, заинтересованность в общении и информации.
  5. "Части, поднимающиеся над уровнем фигуры", в обычной трактовке этого теста означают самораспространение или любознательность - т.е. качества, более характерные для экстравертных типов.
  6. Аристократ может рисовать как демократ, но обратное неверно. Единственное исключение - "условный" круг друзей рисует иногда ЛИИ.

 

ЭКСТРАВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА

Диагностирующий рисунок - "злое животное"

1 функция (ведущая):

Проявления агрессии в рисунках допускаются, не вызывают защитной реакции, тревоги. Признаки агрессии (зубы, когти, острые углы…) могут быть выражены сильно или слабо, однако в любом случае животное уверено в себе. Рисунки СЛЭ более сдержанны, на рисунках СЭЭ животные подпрыгивают, машут лапами. Для СЛЭ также характерно, что 1-е животное (нейтральное), выглядит более хищным и опасным, чем следующее. (Рис. 7)

Рис. 7 СЭЭ "Несуществующее животное"

2 функция (творческая):

Среди рисунков ЛСИ встречаются наиболее "агрессивные". Само животное хищное, признаков агрессии много и они тщательно прорисованы. Остальные рисунки ЛСИ похожи на рисунки СЛЭ. У ЭСИ само животное, как правило, хищное, но явных признаков гнева часто нет (характерна сдержанность). Однако нет и защит. Часто встречается усиленная жестикуляция (конечности длинные и направлены в самые разные стороны) и разговорная активность: открытый рот, виден язык, иногда зубы.

4 функция (ролевая):

Гнев скорее наигранный, чем истинный, преобладает стремление напугать, произвести впечатление на зрителя. Встречаются признаки аутоагрессии (углы, стрелки, направленные на себя или вниз) или бунт против вышестоящих (направлены вниз).
Перевод информации на ЭГО - символический рисунок; у ИЭЭ выражение обиды, недоумения (рот скобочкой, губы трубочкой). (Рис. 8)

 Рис. 8 ИЭЭ "Злое животное"

3 функция (МНС):

В рисунках выраженная тревожность (прорисованная радужка, продавленный зрачок или контур). Ощущается внешнее давление - животное увеличивается до размеров листа или резко уменьшается. Признаков самой агрессии почти нет - в редких случаях появляется что-то вроде оскала, но смазанного и нечеткого (и обычно при этом присутствует и аутоагрессия). Часто нет конечностей, животное по сравнению с остальными кажется незаконченным. Зачернен или зашит рот (запрет на речь), лапы (запрет на действие). (Рис. 9)

Рис. 9 ЛИИ "Злое животное"

-4 функция (суггестивная):

Агрессия обозначена слегка, но не запрещается, нет самокритики, сильной тревожности. Часто животное развернуто в профиль налево (гнев более воображаемый, чем реальный). Угроза выражается во взъерошенной шерсти, перьях - небольшое животное зрительно увеличивается в размерах, напружинивается (примерно как маленький котенок, который старается всех напугать). Особенно это характерно для ИЭИ.
Перевод информации - символический рисунок, вместо своей агрессии изображают природные "катаклизмы" (хмурятся тучи, сверкают молнии, ветер гнет дерево). У ИЭИ выражены негативные эмоции - обида (рот "скобочкой"), недовольство (нахмуренные брови), страх (закрывают лапками тело). У животных ИЛИ выражение морды также скорее недовольное, чем злое (нахмуренные брови, лоб). (Рис. 10)

-3 функция (референтная):

Вместо явных признаков агрессии - перевод на 1-ю функцию: у ЛИЭ гнев часто выражается в действии: животное что-то бьет, ломает. У ЭИЭ часты признаки вербальной агрессии, которую стараются сдержать (открытый рот с зачернением).

-1 функция (ограничительная):

Для программных интровертных сенсоров - СЛИ и СЭИ - это задание скорее неприятно, и решают они свою сложную задачу по-разному. СЛИ часто изображают вместо злого животного нечто невообразимое, несусветное и выпадающее из остального ряда "нормальных" животных. Производимое впечатление: "это не я, совсем не я, я таким ужасным быть не могу". Наибольшие затруднения это задания вызывает у СЭИ: их животное в гневе деформируется, теряет часть тела, "кусок себя".

-2 функция (демонстрационная):

ЛСЭ придают своим зверям прямоугольные очертания (нечто квадратно-колючее), напряженные позы. Многие кажутся не злыми, а мрачными и суровыми. Для ЭСЭ обычна чисто вербальная агрессия: широко открытый рот, передан крик. Других признаков гнева может и не быть. Или животное теряет опору, взъерошивается, как бы "увеличивается в объеме". Ряд фигур направлен влево (в воображении позволяется больше, чем на деле).

Рис. 10 ИЭИ "Злое животное"

 

ИНТРОВЕРТНАЯ СЕНСОРИКА

Диагностирующий рисунок - "больное животное"

1 функция (ведущая):

СЭИ и СЛИ дают примеры того, как надо болеть уютно. Рисуют зверей, свернувшихся клубочком, или лежащих в кровати в свободной позе. Рядом с больным обычно таблетки, флаконы и т.д. Могут и пошутить на эту тему, особенно СЛИ (зверек лежит в гробу, но на подушке, а рядом аккуратно стоят домашние тапочки). Многие звери производят впечатления просто отдыхающих, некоторые улыбаются (хотя у СЭИ могут быть выражены и отрицательные эмоции: звери хмурятся, сердятся, обижаются, плачут). (Рис. 11)

Рис. 11 СЛИ "Больное животное"

2 функция (творческая):

Большинство животных также болеет "с удобствами"; характер болезни обычно понятен. У ЛСЭ часто совпадает больное животное и животное за работой, что говорит только об одном: даже представителям этого типа нужно отдыхать. Встречается потеря или изменение формы тела у животного. У персонажей ЭСЭ половина неприятностей связана с едой (съели что-то не то). Часто больное животное более худое, чем остальные. Многие обращены на зрителя с жалобным выражением. (Рис. 12)

Рис. 12 ЭСЭ "Больное животное"

4 функция (ролевая):

Для персонажей ИЛИ и ИЭИ также характерно принимать закрытые позы, но обычно они не столь удобны, как у СЭИ и СЛИ. Встречаются и такие, чья болезнь не проявляется ничем, кроме грустного и потерянного вида. Темы рисунков ИЛИ - разрушение животного, отделение от него частей (перевод на 2 функцию); часто черный юмор. У ИЭИ, соответственно, часто выражены разнообразные эмоции, иногда изображается игрушечное животное (ситуация не принимается всерьез).

3 функция (МНС):

Повреждения, несовместимые с жизнью (оторванные конечности, лужи крови и т.п.). Рисунки очень похожи на "злое животное" ЛИИ и ЭИИ (см. выше). Характерны те же признаки: тревожность, защиты, внешнее давление. У ЛИЭ некоторые персонажи просто упали на бегу (выдохлись). В рисунках ЭИЭ больше эмоций, есть непосредственно призывы о помощи. Животное чаще обращено на зрителя. (Рис. 13)

Рис. 13 ЭИЭ "Больное животное"

-4 функция (суггестивная):

Еще чаще, чем у ИЛИ, характер болезни непонятен, при этом сами рисунки более экспрессивные: животные выгибаются в немыслимых позах, теряют куски себя, разваливаются, получают травмы. "Понятные" внешние повреждения не столь тяжелые, как у ЛИЭ и ЭИЭ, в рисунках меньше тревоги. Например, изображена улыбающаяся морда, вся в синяках и ссадинах. У ИЭЭ примерно треть животных просто стоят и плачут. (Рис. 14)

-3 функция (референтная):

Персонажи ЛИИ и ЭИИ похожи на рисунки двух последних типов, но более сдержанные. Они также в основном болеют непонятно чем (болезнь как неподвижность и покой), изредка встречаются минимальные (условно обозначенные) физические травмы. В рисунках ЭИИ более выражены эмоции: от легкого огорчения до слез.

-1 функция (ограничительная):

Отличительный признак рисунков СЭЭ и СЛЭ - животные на них злятся, присутствуют стрелки, уголки и другие знаки агресии. Животное может чинно лежать в кровати под одеялом, при этом не теряя из вида происходящего вокруг. Поза обычно не расслабленная - похоже, что болезнь оборачивается мучением от бездействия. У СЛЭ встречается "черный юмор": животному всадили в голову топор или его варят, чтобы съесть.

-2 функция (демонстрационная):

Не изображают видимых телесных повреждений - все скрыто аккуратными повязками, животное лежит под одеялом или спиной к зрителю. ЛСИ часто изображает борьбу со своим состоянием: раненое (больное) животное пытается подняться, ползти или идти.

Рис. 14 ИЭЭ "Больное животное"

 

ЭКСТРАВЕРТНАЯ ЛОГИКА; ИНТРОВЕРТНАЯ ЛОГИКА
ЭКСТРАВЕРТНАЯ ЭТИКА; ИНТРОВЕРТНАЯ ЭТИКА

Диагностирующий рисунок - "животное за работой" и "животное в кругу друзей"

Животное за работой:

У логиков животное обычно полностью погружено в работу, не настроено на внешний контакт, порой даже не имеет рта. Структурная логика проявляется как построение систем, ходов, сложных башенок, пирамидок; наличие четких геометрических форм (прямоугольные кирпичи). ИЛЭ и ЛИИ часто изображают интеллектуальную деятельность (читает, думает) или состояние задумчивой готовности к работе (сидит существо и смотрит, к примеру, на лопату). Если ЛИИ изображает конкретную деятельность (рисование), в рисунке присутствует некоторое напряжение (линии становятся более интенсивными, "тревожные" глаза, положение ближе к нижней части листа).

Деловая логика проявляется как внимание к деталям, мелочам, движение; изображаются части тела или предметы, состоящие из одинаковых сегментов. Часто у животного, автор которого обладает сильной деловой логикой, множество дополнительных конечностей, причем разных. (Рис. 15)

 Рис. 15 ЛИЭ "Животное за работой"

Азартная вовлеченность в процесс деятельности и наличие инструментов присущи рисункам ЛИЭ. Для него характерны виды работы, связанные с риском, и изображение двусмысленных ситуаций (например, на рисунке два животных, то, что одно создает, второе разрушает). Рисунки ИЛИ могут представлять как абстрактные размышления, так и конкретный процесс деятельности. Кроме того, у ИЛИ часто встречаются виды работы, требующие внимания и терпения (животные добывают огонь трением, пишут буквы алфавита).

Логики-сенсоры находятся в непосредственном контакте с объектом работы, изображают всяческие инструменты, их работа приносит практический результат. Обычно не фантазируют, а изображают то, что сам человек любит и умеет делать (шить, строгать, пилить, писать диссертацию). Животное за работой - единственная ситуация, которая заставляет улыбнуться персонажей многих представителей ЛСИ. (Рис. 16)

 Рис. 16 СЛИ "Животное за работой"

Рисунки СЛИ и ЛСЭ отличается детальность, при этом для ЛСЭ характерно столь полное слияние с объектом работы, что ее предмет (стол, компьютер, стиральная доска) просвечивает сквозь само животное. Их энергичность передается в рисунке в форме скрученной пружины (будь то стул на пружине или хвост). Часть СЛЭ (как впрочем и ЛИЭ) склонны проявлять "черный юмор" в этом рисунке.

У этиков животное за работой часто не дорисовано, испытывает отрицательные эмоции, ждет похвалы или оценки со стороны. Могут держать какой-нибудь инструмент, но неловко и неумело. У персонажей этиков-интуитов часто нарисованы очень тонкие конечности, непригодные для работы, незакончено тело; или пропадает часть тела, которая есть на остальных рисунках. Характер самой работы часто непонятный, иногда просто стоят и ждут (состояние готовности, как и у интуитов-логиков, но в рисунке больше напряжения). (Рис. 17)

Рис. 17 ИЭЭ "Животное за работой"

ИЭИ, кроме этого, склонны изображать созидательный творческий труд (сажает цветы и они тут же вырастают, рисует картину). Часто встречаются символические изображения: например, животное фантазирует, фантазии в виде шариков и узоров; об упомянутых цветах автор рисунка - учительница - сказала: "Это мои дети, они вырастают и уходят". Любимые виды работ ЭИИ - сбор урожая, рыбалка, уход за растениями, забота о ком-то (кормит ребенка, кошку). Иногда имеется пейзаж. Символические изображения также присутствуют ("нести свет людям", "ловит информацию из космоса"). Характер работы ИЭЭ обычно связан с бытом, зачастую как таковая она работой не является: животное ест, пьет, моется и т.п. Рисунки ЭИЭ часто как бы "имитируют" рисунки ЛИЭ (деловая логика в ролевой функции), но при этом в самом выполнении работы есть какая-то неправильность: животное имеет слишком длинные лапы, держит предмет не с того конца и т.п.

Этики-сенсоры занимаются в основном работой, связанной с домом, бытом: моют, готовят, вяжут, поливают цветы, вскапывают грядки и т.д. Эти темы явно отражены у ЭСИ и присутствуют у остальных представителей клуба. У ЭСЭ и СЭИ в основном на рисунках присутствует еда: животные едят, варят кашу, несут еду или ее добывают. В тех случаях, когда люди изображают свою реальную работу за компьютером, около него обычно стоит чашка или лежит конфета. В рисунках СЭЭ распространены также мотивы незаконной деятельности, общие с ИЭЭ: лиса тащит курицу из курятника, животное ворует мед из горшочка, или та же лиса изображена в виде проститутки и т.п. (Рис. 18)

Рис. 18 ЭСИ "Животное за работой"

Нужно отметить, что рисунки двух представителей типов с общей ведущей функцией могут быть очень похожи, отличия будут лежать в области творческой функции. Поясним на примере. Допустим, ЛСЭ и ЛИЭ изображают, как молотком забивают гвоздь. В рисунке тот же азарт, то же движение и скорость. Но при этом у ЛСЭ молоток держит в лапе шерстистая зверюга весьма реалистичного вида, а персонаж ЛИЭ… сам превратился в молоток с глазами и носом! В последнем рисунке, несомненно, больше фантазии, но люди с сильной интровертной сенсорикой, взглянув на него, морщатся (видимо, представляют себе ощущения, возникающие, если гвоздь забивать носом). (Рис. 19)

Или ИЭЭ и ИЛЭ изображают несколькими штрихами забавную зверюшку, которая глядит на нечто неопределенное, представляющее предмет работы (делать? Или не делать? И с какого конца?). При этом у ИЭЭ в рисунке будет гораздо больше смущения, выраженного в сдвоенных линиях, зачернениях, поправках, чем у ИЛЭ.

Рис. 19 ЛИЭ "Животное за работой"

 

Животное в кругу друзей

Этот рисунок наиболее выразительно и подробно выполняют многие этические типы, особенно творческие этики (СЭЭ, СЭИ, ИЭЭ, ИЭИ). Логики часто уделяют ему меньше внимания, чем остальным, общение формальное (бесстрастное) или в рисунке чувствуется напряжение. Часть из них склонна схематизировать изображение друзей, изображая "друзей" в виде абстрактных единиц (масок, точек, гвоздиков, пяти стихийных элементов).

У типов с ведущей структурной логиков (ЛИИ, ЛСИ) друзья вообще обычно ничем друг от друга не отличаются, понятие об индивидуальных различиях в рисунке не отражено.

Сенсоры-логики любят изображать конкретную обстановку, интерьер (застолье, турпоход и т.п.) Правда, за праздничным столом гости могут сидеть по линеечке и по стойке смирно, или за столом никого нет ("друзья вышли покурить"). (Рис. 20)

Рис. 20 СЛЭ "В кругу друзей"

Приятные эмоции и тесная дистанция в общении из логических типов более всего свойственны ЛИЭ. Неприятные (недоверие, враждебность) - логикам-негативистам: СЛЭ, ИЛИ, ЛИИ. Выражается как пустые, без зрачка, глаза, различного рода защиты в рисунке. Правда, авторы типа ИЛИ в своих рисунках решают проблему просто: многие компании изображены среди пустых и не совсем бутылок и стаканов.

Этики в среднем отображают на рисунке "круга друзей" положительные чувства (в рисунках много улыбок, цветов), часто общение на близкой дистанции. Особенно тесный телесный контакт, объятие - у СЭИ. Часто у "этических" животных увеличиваются уши, открывается рот (повышенная разговорчивость в компании). У типов с сильной этикой эмоций показаны более разнообразные выражения морд "друзей". (Рис. 21)

Рис. 21ЭСЭ "Животное в кругу друзей"

Как уже было отмечено ранее, в этом рисунке отражается также признак аристократы-демократы (например, у ИЭЭ все в кепках и водят хоровод, а один - без кепки и изгнан из компании).

Различия, связанные с сенсорикой и интуицией, более заметны по всей серии рисунков: например, интуиция времени в положении ведущей или творческой функции определяет высокую степень образности рисунка, наличие символических изображений. Часто встречаются растительные и водные мотивы. Обычно это не реальные растения, а нечто вроде узора, фона для рисунка, отображение эмоционального состояния.

Интуиция возможностей в положении ведущей или творческой функции проявляется в наличии дополнительных органов (усиков, антенн), а также в оригинальности образа. Рисунок может представлять собой игру нескольких смыслов или воплощенную метафору. Пример: "животное за работой" - девушка-журналистка (ИЛЭ) изображает тигра, который отрывает голову кукле нового русского. Происходит этот рисунок от журналистского выражения "потрошить клиента", при этом он несет и иной смысл. В положении 4-й функции этот аспект проявляется в выборе реального и хорошо знакомого животного, к которому "приставляется" какая-нибудь деталь от других животных. Характерно, что ЭСИ, ЛСИ, СЛЭ чаще других отказывались от тестирования, что, вероятно, связано с боязнью неожиданностей, страхом как-то по-новому себя проявить, неуверенностью в своих творческих возможностях.

Помимо вышеперечисленных особенностей, существуют также черты и персонажи, свойственные рисункам каждого типа в отдельности. Обычно они проявляются уже в первом рисунке. Первое животное - это "я для других", образ человека в социуме или своеобразная самопрезентация (каким я себя вижу и стараюсь показать другим). В ряде случаев, это "социальное Я" может резко отличаться от последующих изображений. Обычно это означает, что по ряду причин человек вынужден скрывать многие существенные стороны своей личности от своего окружения, раскрываясь в одиночестве или в узком кругу. В таком случае излюбленный "типный" персонаж ("тотемное животное") может фигурировать в одном из последующих рисунков серии.

Наиболее яркие предпочтения у ИЭЭ, при этом они носят выраженный гендерный характер. Женский персонаж - это чебурашка или подобное ему существо: то есть ушастое, глазастое, улыбающееся, контактное, направленное на зрителя, подчеркнуто безобидное (тело полностью открыто, лапки в стороны), небольшое, довольно антропоморфное и инфантильное. У мужчин чебурашке соответствует "свинка" или "львенок", столь же глазастый и улыбчивый, но чуть более агрессивный. Рисунки часто делаются очень быстро, одним росчерком. (Рис. 22)

Рис. 22 ИЭЭ "Несуществующее животное"

Персонажи ИЛЭ похожи на рисунки ИЭЭ, однако обозначить эти существа труднее. Это всякого рода глазастые "шушурики", "мумрики", "домовые". Вариант, встреченный у ИЛЭ и ИЭЭ - дракон, ящер с раскинутыми крыльями. (Рис. 23)

Рис. 23 ИЛЭ "Несуществующее животное"

Рисунок, характерный для ЛИИ и ИЛЭ ("логический") - антропоморфное существо с увеличенной головой или вообще без туловища. Для рисунков ЛИИ наиболее характерны схематичность и минимализм. Оригинальный образ создается при минимуме изобразительных средств и деталей (иногда это несколько черточек).

"Серийные" изображения ИЛИ невозможно перепутать ни с кем другим: основной вид изображения - это животное с замкнутым контуром, каплевидное или грушевидное, с увеличенной задней частью. Часто лишено органов чувств или представляет собой некое абстрактное образование. В отличие от ЛИИ, линии очень плавные, антропоморфность отсутствует. Другой вид изображения - это тщательно прорисованное существо с множеством мелких, одинаковых деталей, обычно в чешуе, коре, панцире. Обычно выглядит очень реалистично, даже если изображает персонажа фильма ужасов. И в одной и в другой серии встречаются хтонические существа (подводные, подземные), обитатели космоса, ожившие торты, амбисфены и т.п. (Рис. 24)

Рис. 24 ИЛИ "Несуществующее животное"

Любимое животное ЛИЭ - слон (вероятно, из-за наличия "третьей руки" - хобота). Есть и другие персонажи, для которых обычны дополнительные конечности, несущие функциональную нагрузку (могут ходить, бегать, плавать, ползать). Рисунки очень подробные, много деталей в самом персонаже и его окружении. Если нет возможности или желания создать подобный шедевр, ЛИЭ ограничиваются условно-схематичными изображениями, которые выполнены весьма небрежно. (Рис. 25)

 Рис. 25 ЛИЭ "Несуществующее животное"

Рисунки ЭИИ близки к ИЭЭ, ЛИИ, ЭСИ. Отличительные признаки - робость, неуверенность, зажатость позы. Только для животных ЭИИ и ЭСИ характерно наличие "горбиков", выступов на спине. Излюбленный образ ЭИИ - скорее улитка, чем верблюд (верблюд несет запас для себя, а улитка "тянет на себе дом" - опять зримое воплощение метафоры). (Рис. 26)

Рис. 26 ЭИИ "Несуществующее животное"

Персонаж ИЭИ - "домовенок Кузя" или маленький "снеговичок", с выразительной миной на лице. Часто рисуют шарфики или гривки на шее. Практически не используются прямые линии, даже углы везде скругленные. Кроме этого, встречаются геральдические животные, сказочные образы, живые растения (дерево с лицом и т.п.) Характерна неустойчивость (животное скачет, идет вверх по касательной). Или же опоре уделяется особое внимание: оно как будто цепляется за невидимую опору когтями, пальцами, краями одежды, боясь ее потерять. Еще один излюбленный персонаж - "летающая корова". (Рис. 27)

Рис. 27 ИЭИ "Несуществующее животное"

Наиболее образные и фантастические существа из всех интуитивных типов встречаются у ЭИЭ. Характерна богатая фантазия в сочетании с театральностью: изображаются маски, улыбающиеся и одновременно пугающие существа, что-то вроде джинна из бутылки. Встречаются механистичные антропоморфные образы, с обилием геометрических форм (часто неправильных, алогичных), сконструированные из отдельных деталей, угловатые (например, башня с лицами на каждом этаже). Многие существа в нашем мире нежизнеспособны. В большинстве рисунков, от монстров до мультяшного зайчика, внимание притягивают глаза (их слишком много, они особенно тщательно прорисованы и т.п.). (Рис. 28)

Рис. 28 ЭИЭ "Несуществующее животное"

Можно заметить, что по стилю, по характеру линии, по разнообразной эмоциональности, очень похожи рисунки СЭИ и ИЭИ. Та же мягкость, изогнутость, плавность, эмоциональная выразительность. Излюбленный персонаж СЭИ - существо с плотной тушкой и длинной изогнутой шеей, обычно с вуалью, челкой, пушистыми ушками и т.п. Обычно эти существа стоят на всех четырех лапах или лежат. (Рис. 29)

Рис. 29 СЭИ "Несуществующее животное"

Многие звери ЭСЭ антропоморфные, хорошо изображены органы чувств, обычна широкая улыбка и наличие украшающих деталей. Во многих рисунках встречается еда в самом разнообразном свете. Животные обычно очень пушистые и округлые, а будучи не в настроении (за работой или в гневе), лысеют и худеют.

Рисунки же СЭЭ, как и рисунки ИЭЭ, ни с кем другим не спутаешь. Во-первых, их излюбленные персонажи - это всякого рода драконы, черти, тролли, Альфы, иначе говоря, нечисть (часто с крыльями). При этом наличие зубов, клыков, когтей не мешает радостным улыбкам, а морды у животных весьма симпатичные. Само животное крупное, четкое, хорошо прорисованное. (Рис. 30)

Рис. 30 СЭЭ "Несуществующее животное"

Из всех этиков у ЭСИ самые малоэмоциональные животные; обычно зверь очень похож на существующее животное, причем хорошо известное (кошку, зайца, собаку). Часто опирается на длинный хвост или закрывается им. Чаще, чем представители других типов, вносят исправления в готовый рисунок. Животные, как у ЭИИ, иногда имеют горбики. (Рис. 31)

Рис. 31 ЭСИ "Несуществующее животное"

Звери СЛИ крупные, пузатенькие, с прочной опорой (обычно четвероногие, сидят или лежат). Нажим обычно слабый. Характерно чувство юмора (в рисунке появляется какая-нибудь забавная деталь, или само изображение похоже на шарж).

Некоторые рисунки ЛСЭ похожи на рисунки СЛИ. Другие очень невыразительны ("колобки", геометрические фигуры). Животное, наиболее показательное для этого типа - птица с длинной шеей (высокая степень самоконтроля), при этом часто прорисован ряд одинаковых перышек и т.п.

Во многих рисунках ЛСИ присутствуют четко выраженные, иногда подчеркнутые надписями признаки агрессии: клыки, бивни, зубы, рога, как минимум есть обязательно парочка острых углов. Опора очень прочная, звери сидят или стоят на четырех лапах. Часто горизонтальное положение (как более устойчивое). Как и для ЛИИ, обычна большая (увеличенная по сравнению с телом) голова, вообще форма круга. Характерна для ЛСИ тяга к асимметрии и стремление соединять животное с неодушевленными предметами (чемодан на ножках, стрелки часов в глазах и т.п.). 7

Рисунок СЛЭ обычно крупный, четкий, линии жирные. Так же как и для ЛСИ, ЛИИ, ИЛЭ, характерны "головастики" (увеличенный размер головы, соответственно - свидетельство сильной структурной логики). Первое животное может напоминать рисунок СЛИ, но производит впечатление большей уверенности, из-за более сильного нажима. (Кстати, вот почему так важно пользоваться карандашом - если рисунок сделан ручкой, эту разницу можно не заметить).

Рис. 32 ЛСЭ "Несуществующее животное"

 

Итак, мы можем анализировать рисунки минимум по трем составляющим:

  1. С точки зрения дихотомий
  2. С точки зрения аспектов
  3. И по предпочтениям, характерным для каждого типа.

Часто достаточно двух из этих составляющих. Пример: по рисункам отчетливо видно, что они нарисованы человеком с сильной экстравертной этикой (очень эмоциональные, с тонкими нюансами эмоций и с большим количеством завитушек, украшений), при этом в "больном животном" сильная тревожность, враждебность, у животного, как говорят медики, "несовместимые с жизнью повреждения" - сенсорика ощущений в третьей функции. Даже не учитывая остальные признаки, можно предположить, что рисунки сделаны человеком типа ЭИЭ.

При сомнении в типе автора многое может дать метод сравнения рисунков. Расположив рядом два похожих по сюжету рисунка, мы сразу же видим и сходство, и ряд существенных отличий между ними. Оба рисунка сделаны статиками (движущийся хоровод напоминает "моментальную фотографию") и интуитами (в одном случае можно отметить нечеткие границы тел, некоторую "нежизнеспособность" персонажей; в другом - образно-символический ряд рисунка). В рисунке (1) животные явно "относятся к одному виду", их индивидуальность выражена через различные оттенки эмоциональных состояний (все улыбки, выражения лиц немного разные). Они рады общению, это заметно и по улыбкам, и по антропоморфности персонажей. При этом один ("плохой", "не наш") изгоняется из общего круга. В рисунке (2) живая гамма отношений заменена логической структурой - персонажи символизируют пять стихийных элементов, при этом они равноправны. Логично предположить, что первый рисунок сделан человеком типа ИЭЭ/ЭИЭ, второй - ИЛЭ/ЛИИ. Метод сравнения по всем рисункам позволяет сократить количество "спорных" случаев и имеющихся версий. (Рис. 33, 34)

Рис. 33 ИЭЭ "Несуществующее животное в кругу друзей"

Рис. 34 ИЛЭ "Несуществующее животное в кругу друзей"

 

Учитывая высокую эффективность и объективный характер данной методики, мы рекомендуем ее в качестве базисной для определения ТИМ. В случае, если серия рисунков не дает достаточной информации, версия может быть проверена методом интервью (как правило, возникает не более 2-3 версий). В дальнейшем планируется опубликование данной методики с иллюстрациями.

7. Соединение механических частей с животным трактуется обычно ни более ни менее как склонность к шизофрении. Однако же этот признак встречается только у логических типов (ИЛИ, ЛИЭ, СЛИ, ЛСИ) и по нашему мнению, отражает, с одной стороны, характер осмысления ими мира (организм - это машина, которая должна нормально функционировать), а с другой - это также и проявление фантазии (ведь не удивляют же нас подобные гибриды в литературе!)

 

Литература:

  1. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. - М.: Издательство "КСП", 1997.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 1999.
  3. Габидулина С.Э. К обоснованию методики "Рисунок несуществующего животного". //Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1986, № 4.
  4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем//Теория метафоры. - М. Прогресс, 1990
  5. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./Под ред. д-ра психол. наук, проф. М.К. Тутушкиной. - СПб: Издательство "Дидактика Плюс", 1998
  6. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.
  7. Шульман Г.А. Еще раз о Майерс-Бриггсовском определителе типов К.Г.Юнга. //Соционика, ментология и психология личности, 1999, № 1
  8. Яньшин П.В. Семантика проективного рисунка в контексте языка невербальных значений.//Вестник Московского университета, сер. 14, Психология, 1989, № 1.

© Кочубеева Л.А., Стоялова М. Л. 2002

Кочубеева Л.А., Стоялова М.Л. "Применение проективной рисуночной методики "Несуществующее животное" для определения ТИМ" // Соционика , ментология и психология личности. - 2002. - № 6. - С. 5-18.

Текст в данной редакции согласован с авторами. Имущественные права на данную редакцию принадлежат Миронову В.В.

 

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!